Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Чудесная дымка сказки, волшебства, счастья…

Чудесная дымкаГанс Христиан Андерсен «Снежная королева»

Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей – уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо…
Так начинается сказка великого сказочника, которую все взрослые знают наизусть. Бабушки и дедушки, мамы и папы…
Должна сказать, что Султан Усманов вместе с художником-постановщиком Эриком Дюсембаевым сделали все, чтобы зрелище получилось ярким, захватывающим, красочным, чтобы и юные, и взрослые зрители были очарованы волшебным действом, которое открывалось перед ними.
Производит впечатление дворец Снежной королевы, ледяные колонны в нем. Обращаешь внимание на любопытные детали – например, рисунок, половина которого солнце, а половина – луна. То ли это наша черно-белая жизнь, то ли свет, который непременно победит тьму… Ну и, конечно, сказочный лес, в котором обитают разбойники…
Если задуматься, то спектакль «Снежная королева» сегодня суперактуален. Он ведь, если задуматься, о нравственности, которая мало-помалу уходит из нашей жизни, о вечных ценностях, которые мы должны лелеять и беречь: дом, семья, о том, как бы ни ценились в сегодняшней нашей жизни богатство, деньги, роскошь, дорогие автомобили и виллы на Канарах, все это преходяще. А главное – добро, участие, любовь…
… Но вот настала весна, выглянуло солнышко.
– Кай умер и больше не вернется! –сказала Герда.
– Не верю! – отвечал солнечный свет.
– Он умер и больше не вернется! – повторила она ласточкам.
– Не верим! – ответили они.
Под конец и сама Герда перестала этому верить.
Было еще очень рано; она поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и побежала одна-одинешенька за город, прямо к реке.
«Жар сердец и солнца луч способны уничтожить зло…» – поет Герда, которую душевно исполняет арт. Татьяна Костюченко. И еще: «Любовь ведет меня вперед и к сердцу брата приведет…»
Очень актуальны лесные разбойники во главе с атаманшей, которая весело и агрессивно поет об акциях, аккредитивах, фунтах и долларах и толстых кошельках… Атаманшу как всегда блестяще исполняет засл.арт РК Валерия Крымская.
Нежная Фея цветов (засл. арт. РК Татьяна Тарская), хотя вроде и несет в мир гармонию, красоту, все равно себе на уме: она хочет девочку, доченьку, оставить у себя…
Трогательна бабушка – арт. Любовь Бойченко…
Интересно, что в этом спектакле как-то дружно сошлись актеры самого старшего и совсем молодого поколения, недавние выпускники колледжа. Понравились мне Рача Махатаев в роли Кая, Анна Карабаева и Никита Коньшин в роли Ворона и Вороны – такие пластичные, изящные доброжелательные птицы.
Должна сказать, что на Вороне – Никите Коньшине, и Снежной Королеве – Марии Коваленко, на мой взгляд, лежит повышенная ответственность. Ведь в самом первом тюзовском спектакле «Снежная королева» по пьесе Е. Шварца роль Ворона исполнял, пожалуй, самый знаменитый сегодня актер г. Алматы Юрий Борисович Померанцев. А Снежную королеву играла сама Наталия Ильинична Сац.
– Особый успех в роли Ворона имел Юрий Померанцев, – вспоминала ветеран театра Галина Юрьевна Рутковская. – Он научился так блестяще каркать, что как только выходил на улицу, за ним немедленно увязывалась ребятня, на все лады крича: «Карл у Клары украл кораллы». В ТЮЗ даже пришло письмо, адресованное Ворону: «Карл, скажите, вы просто ворон или сделаны из человека?»
… С первой же минуты дети полюбили Кая, Герду, Сказочника. Спектакль захватил зрителей. Они забыли, что находятся в театре. Вместе с Гердой и Сказочником искали Кая, «помогали» ему, чем могли. В сцене королевского дворца дружно подсказывали Герде, откуда ей грозит опасность, совершенно искренне верили в то, что актриса послушает их и сделает так, как они предлагают.
На одном из спектаклей Сказочник (его тогда играл артист Ю. Слободин) по ходу действия спустился в зал и во время монолога погладил мальчика, сидящего в проходе, по головке. Сколько волнения, счастья, тревоги вызвал этот нечаянный жест исполнителя у ребенка! Он сразу решил, что теперь они со Сказочником верные друзья. И когда Сказочник по сюжету пьесы попадал в трудные положения, мальчик вскакивал с места, подбегал к оркестровке и потихоньку ему «подсказывал», как выйти из затруднительного положения или предупреждал его об опасности».
Я до сих пор дружу с принцессой Эльзой тех времен – Евгенией Ивановной Васильковой,
Своими впечатлениями о «Снежной королеве» того давнего времени поделилась со мной журналист Светлана Ивановна Нежинская.
– В моей памяти Наталия Сац – просто необыкновенная Снежная королева. Потом я никого кроме Сац не хотела видеть в этой роли. Замечательным, незабываемым Вороном был в этом спектакле Ю.Б. Померанцев…
Должна вам признаться, что «Снежная королева» – незабываемое впечатление и моего детства. Я помню доброго сказочника в исполнении арт. Льва Боксермана, великолепную снежную пургу, дивные волшебные розы и какой-то неизъяснимый аромат волшебства, который исходил от сцены… Хотите верьте – хотите нет, но до сих пор, спустя более чем полвека, при словах «Снежная королева» я вспоминаю тюзовский спектакль и меня словно окутывает чудесная дымка сказки, волшебства, счастья…
Как бы хотелось, чтобы такие же воспоминания о сегодняшнем спектакле пронесли через всю свою жизнь и современные дети…

***
Султан Алимжанович, известна пьеса Евгения Шварца «Снежная королева». Вы же выбрали для постановки пьесу в стихах…
– Мне кажется, в стихах дети легче воспринимают текст, им интереснее смотреть спектакль.
– На какой возраст ориентирован ваш спектакль? На премьере было много малышей.
– Думаю, эта сказка все же для детей постарше. Для самых маленьких у нас идут «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом»…
– В спектакле занято много молодежи.
– Да, это недавние выпускники театрально-циркового колледжа. Ребята недавно дебютировали в спектакле «Скажи-ка, дядя…», играли в массовке в «Принцессе Турандот». «Снежная королева» – одна из первых серьезных их работ. Это, конечно, Кай – Рача Махатаев, Ворон – Никита Коньшин, Ворона – Анна Карабаева, Тролль – Марина Кадирбердиева.
– И как вам работалось с нашими «первогодками»?
– Очень хорошо. Мне было приятно с ними работать. Они стараются, энергия из них просто брызжет. А сколько желания играть!
– Роль Маленькой разбойницы вы дали Маше Куприяновой – актрисе, которая до этого спектакля играла в эпизодах. Оправдала Маша ваши надежды?
– Я подумал: не буду отходить от указаний автора, сделаю, действительно, Маленькую разбойницу, причем, в конкретном смысле, маленького роста. … Ведь даже нож в спектакле чуть ли не больше нее… И не ошибся, роль получилась заметной.
– Согласна, Маша вполне оправдала ваши надежды, разбойница у нее получилась не просто маленькая, а с характером, вполне оправдывающая фразу, ставшую сегодня афоризмом: «Детей надо баловать, только тогда из них получаются настоящие разбойники…» Мудрое напоминание родителям…
«Снежная королева» ставилась бесчисленное количество раз – и в кино, и на сцене, недавно она даже была поставлена в эстрадном театре Геннадия Хазанова, где Кая и Герду играют дети, а Снежная королева приезжает за Каем на Мерседесе. – Думаю, Мерседес – это все же лобовой прием. Ориентироваться на другие спектакли просто опасно, ведь если спектакль хороший, может просто «затянуть». Я иду от себя… Спектакль – это некое мое размышление на данную тему. Мне, например, почему-то какие-то эпизоды виделись в ритме вальса.
– Да, в «Снежной королеве» я услышала до боли знакомый красивейший вальс Арама Хачатуряна из спектакля «Маскарад». Почему именно это музыка?
– Пусть юные зрители слушают хорошую музыку. Вообще, я считаю, детям надо чаще давать слушать классику. Даже тот, кто услышал тот же вальс Хачатуряна, скажет: «Как красиво!» Я своему сыну, когда он был совсем маленьким, ставил пластинку с «Кармен». Он говорил: «Красиво!» Сейчас сын, между прочим, учится на первом курсе по специальности режиссура оперы.
– А как бы вы определили жанр «Снежной королевы»? Это мюзикл?
– Нет, это просто музыкальная сказка. Законы мюзикла совершенно другие. Мюзикл – специфический жанр. Там пишутся увертюра, развернутый ансамбль, дуэты, соло… Говорю это со знанием дела, так как по образованию я – режиссер музыкального театра, мы проходили специфику мюзикла, оперетты.
– Как хочется увидеть на сцене нашего театра настоящий мюзикл! Это реально?
– Думаю, один мюзикл на сцене ТЮЗа я уже поставил. Это «Закат».
– У меня иногда складывается впечатление, что у нас актеры мало общаются с залом.
– Знаете, это еще зависит от задумки спектакля. Есть спектакли, где у меня много действия в зале. Драматургический материал позволяет это делать. В «Бременских музыкантах», например, много эпизодов в зале, есть они в «Кошкином доме», в «Золушке»… Искусственно можно, конечно, кого-то из актеров выпустить в зал, но стоит ли это делать?
– На мой взгляд, сказка Ганса Христиана Андерсена очень актуальна и поныне. Я вижу у вас в спектакле разбойников, которые поют про баксы и кошельки, а Снежная королева – ну просто бизнес-вумен без сердца, главное для которой – ее личная красота, красивые вещи… Вы пытались приблизить сказку к сегодняшнему дню?
– Да, я вижу в сегодняшней жизни осколки кривого зеркала, ощущаю их. С некоторыми людьми творится что-то не то, поневоле задумаешься: не попали ли в них осколки зеркала Тролля? Я вижу в жизни и «заледенелых» женщин… У людей леденеют сердца, появляются какая-то бесчувственность, равнодушие… Вообще влияние «Снежных королев» на нас и сегодня слишком сильно. Снежная королева – эта знаковая фигура, придуманная гениальным Андерсеном. Андерсен был не так прост, как кажется на первый взгляд.
– Что ж, будем надеяться, что, посмотрев «Снежную королеву», наши юные зрители задумаются о добре и зле, об осколках кривых зеркал, о заледенелых сердцах и станут чуть-чуть умнее, добрее, лучше. С премьерой вас, Султан Алимжанович!
– Спасибо.

Добавить комментарий