Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Человеческий капитал – основа модернизации общества (Журнал «Открытая школа»)

В Государственном академическом русском театре для детей и юношества им. Н.Сац состоялся  «круглый стол», посвященный Посланию  Президента Республики Казахстан Нурсултана  Назарбаева народу Казахстана 10 января 2018 г. 

Надежда Румянцева, заведующая педагогической частью театра:

«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ!» 

— Я благодарна Президенту нашей страны Нурсултану Абишевичу  Назарбаеву за то, что он наконец-то образование вывел из сферы услуг. Образованию наконец-то присвоен статус отдельной отрасли экономики.  Ведь образование владеет человеческим капиталом, а капитал, как известно, — основа модернизации страны в настоящем и в будущем.

Перед нами, педагогами, стоит задача – повысить качественный уровень человеческого капитала, в руках которого будущее Казахстана.

Я бы начала с министерства образования. Оно, прежде всего,  должно четко определить стандарты образования. И эти стандарты должны быть государственно-глобальными. Они должны быть разработаны попредметно на каждый класс. Ведь  учитель должен четко знать, чему он обязан научить детей. Во-первых, чему, во-вторых —  как. И здесь применимы умные технологии, которые идут через курсовую подготовку, самотворчество учителя и не только. А ученик должен, конечно,  знать, что от него требуют. То есть в основе образовательного учебно-воспитательного  процесса обязательно должны находиться стандарты образования. Причем, еще раз повторю, они должны быть государственного глобального  масштаба.

А чтобы наш выпускник котировался во всем мире, он непременно должен быть культурным человеком. Культура эта заимствуется  из музеев, художественных галерей. И конечно же, из театров, которые  играют очень важную роль в образовании человека. Обо всем  этом говорится  в работе Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее. Модернизация общественного сознания».

В своем театре мы стараемся поднять детей на качественно новый уровень. Стремимся  повышать духовно-нравственный потенциал наших зрителей.

Каждый год в нашем ТЮЗе проходит фестиваль «Солнечный круг», на который съезжаются дети из разных уголков Казахстана. В этом году фестиваль у нас будет проходить уже пятый раз, и это будет наш  маленький юбилей.

Культура обладает глобальными масштабами. Она принадлежит всем. И в основе театра должна быть классика. В  нашем театре очень много спектаклей, поставленных по произведениям  классической литературы разных народов мира: Шекспир («Ромео и Джульетта»),  Чингиз Айтматов («Белое солнце пустыни»), Александр Грин («Алые паруса»), многие-многие другие.  Причем ребенок должен знать, почему то или иное произведение считается классикой.

Я не сомневаюсь:  посещение театра должно быть заложено в школьную программу. В школе должны быть уроки, связанные с искусством. Это могут быть беседы, экскурсии, лекции… Наши дети должны научиться  понимать, что такое живопись, отличать истинное живописное полотно от подделки, истинную музыку, благодаря которой ты становишься выше, от суррогата.  Словом, дети  должны понимать разные виды искусства, которые воспитывают человеческие чувства, возвышают человека, делают его лучше, порождают в нем стремление к совершенству. «Душа обязана трудиться…», — писал поэт Николай Заболоцкий. И надо воспитать человека так, чтобы его душа трудилась с удовольствием. Мы в театре как раз этим и занимаемся.

Я недавно смотрела по телевизору «приколы», касающиеся учеников. Я не могла спокойно смотреть на то, как показывают ребенка, который, думая о том, что ему надо идти в первый класс, плачет. Это какой-то ужас! Ребенок только-только пошел в школу и уже не хочет учиться! Он боится школы, говорит: «Лучше глупым останусь!»

В наше время мы шли в школу вприпрыжку, с радостью, с удовольствием учились, мы  и сейчас продолжаем учиться, потому что учителя нам сумели привить любовь к знаниям.

Нурсултан Абишевич дал четкую программу:  как сделать так, чтобы школа была детям в радость. Теперь дело за нами, министерством образования, педагогами, воспитателями, родительскою общественностью и не только.

Главе нашего государства Нурсултану Абишевичу Назарбаеву   хочется пожелать обрести людей, желающих и умеющих решить каждую из десяти задач так, чтобы каждый из десяти вызовов стал возможным.

Татьяна Тарская, засл.артистка Республики Казахстан:

«ПО ЗОВУ СЕРДЦА» 

— Что такое капитал? Капитал – это движение. Человеческий капитал – это движение души, основа человечности. Нурсултан Абишевич в своем обращении к народу Казахстана призывает нас  любить младших и уважать старших. Это основа основ.

Мы – детский театр, как раз этим  и занимаемся.

Казахстанец, который знает культуру и историю, – это хорошо. Но одних только знаний мало. У человека должны присутствовать и другие качества. Любовь, доброта, честность, ответственность… И эти качества нужно закладывать в ребенка с самого-самого рождения.

Действительно, нужно воспитать новое поколение казахстанцев, такое, чтобы вся наша большая страна прекратилась в страну успешных людей. В этом плане необходимы новые, бюджетно поддерживаемые педагогические реформы. Чтобы педагоги – от детского сада до аспирантуры — помогали маленькому человеку найти свою дорогу. В Японии, например, до пяти лет ребенку разрешается все, к нему относятся, как к потенциальному сокровищу. Мне кажется, это  правильно, потому что от них, сегодняшних малышей, будет зависеть, в какой стране в будущем будет жить наш народ. Как мы ребенка воспитаем – педагоги, актеры, театры,  таким он и станет.

На мой взгляд, высшее образование должно быть необязательным. Нужно исходить из индивидуальности ребенка. Если он готов получать высшее  образование, – пожалуйста, а если нет, – не надо это делать насильно. Хорошего специалиста таким образом не получишь. Профессия учителя должна быть очень престижной и высокооплачиваемой. И учиться на педагогов должны юноши и девушки  по желанию, а не только для того, чтобы получить диплом. Также, как идут актеры учиться в театральный институт, не думая  о зарплате, — мы идем по зову сердца. Только так получатся хорошие актеры, педагоги.

Ни для кого не секрет – мы в театре занимаемся примерно тем же, чем занимаются педагоги в школе.  Мы, также как и учителя, вкладываем в маленького человека вечные, очень важные ценности. В нашем театре, на мой взгляд, эта работа эта очень хорошо поставлена. Мало того, что мы ставим спектакли, которые прививают юному зрителю эти вечные ценности – честность, доброту, отзывчивость, ответственность и так далее, мы это делаем и конкретно. Занимаемся благотворительностью. Постоянно приводим в театр воспитанников детских домов, детей с ограниченными возможностями. Вот только что на новогодних каникулах у нас состоялся Рождественский бал, который посетили дети  более чем из десяти благотворительных организаций. Среди них – Казахское общество глухих, Центр реабилитации и адаптации инвалидов, приют для несовершеннолетних  и так далее. Двери театра для таких мероприятий всегда открыты.

У нас есть чудесный фестиваль «Солнечный круг». Я являюсь на нем председателем  жюри конкурса чтецов. К нам на фестиваль приходят малыши, взрослые ребята, подростки. И все время фестиваля они находятся в сообществе доброты и любви… Дети  придумывают сами пьесы, участвуют в спектаклях, читают стихи, отрывки из прозы… Причем авторы здесь самые разные – современные и  классические, российские, казахстанские, английские, американские и так далее и так далее. После нашего конкурса дети уходят обогащенные, и это очень важно. Они обретают много новых друзей, у них открываются новые горизонты.

Конечно, очень хочется, чтобы планы, намеченные нашим Президентом – Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, поскорее воплотились в жизнь.

Софья Раева, библиотечный работник, общественный деятель, зритель ТЮЗа:

«НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ!»

Мне очень импонирует, что в Послании Президента говорится о воспитании человека будущего. Ни одно общество не может существовать, в первую очередь,  без людей. Ни одно государство. И поэтому нам уже сейчас нужно задумываться, каким будет наше общество через пять, десять, через двадцать лет, через два года, через год.

Мне кажется, что мы стали мало  внимания уделять воспитанию детей. В этом — ответственность общества, родителей и школы.

Общество в данном случае представляет государство, а родители всегда несут ответственность за детей. Вот мы с вами сейчас находимся в детском театре. В Храме для детей и юношества. Скажите, пожалуйста, много мы можем сегодня назвать родителей, которые вместе с детьми пришли в театр? Я еще раз повторяю: ВМЕСТЕ, а не раздельно. Школа привозит детей на спектакли организованно, ну а родители где? Все меньше и меньше участия мамы и папы принимают в воспитании детей. Отдали в школу и думают, что школа их воспитает. Но общество, школа не могут стать родителями для отдельно взятого ученика. Это первое, о чем всегда у меня болит душа:  ответственность родителей. Да, понятно, родитель в первую очередь обязан  напоить и накормить ребенка. А его душа, его чаянья, его мысли? Куда они  направлены?

Очень хорошо, что Президент говорит о модернизации системы образования. Я сама родитель, теперь уже бабушка, научила читать детей нескольких поколений.

Сегодня программа школ несложная, но какая-то запутанная… И давайте все-таки не будем ориентироваться на дальнее зарубежье и говорить об успехах Финляндии, Малайзии и так далее. Давайте будем опираться на собственный опыт. Почему, например, по учебникам математики советской школы сегодня учатся ученики  зарубежных государств, а мы не можем этого делать?

Я всю жизнь работала с детьми и считаю: тем больше мы вкладываем в своих детей, тем больше от них будет отдача.

Меня что мучает в нашей школьной программе? Ребенок не успевает в школе ее усвоить. Родители должны обязательно с ним заниматься дома. Но какой родитель сможет это делать? К великому сожалению, у нас очень мало времени воспитанию детей уделяют мужчины. Надо сегодня очень громко говорить о роли семьи в  становлении государства. Какими будут наши дети, таково и наше будущее. Либо мы остаемся в забвении, либо мы делаем прорыв.

Детей в школе словно тренируют, а нужен глубинный пласт. Меня очень расстраивает, что в школе уменьшается гуманитарный цикл. Да, физика,  математика, биология нужны. Но скажите, пожалуйста, так ли много математиков нам нужно? Одно время мы и так с избытком навыпускали юристов и экономистов. Нам нужен тонко чувствующий жизнь и умеющий образовываться сам ребенок. Кто сейчас будет на коне? Тот, кто умеет быстро перестраиваться. А вот школьная программа в этом плане не дает эту возможность.

Педагоги работают годами над заданной темой. Общение с людьми – это тяжелый процесс. И наступает психологическое выгорание. Мне бы хотелось, чтобы государство в лице министерства образования обратило внимание на педагогов, на их здоровье, чтобы педагоги имели возможность поехать в санаторий, в дом отдыха, отдохнуть, отвлечься от всей этой постоянной земной заботы. Развивай себя. Учись! Помните знаменитые стихи Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться…» И очень хорошо, что в Послании Президента говорится о человеческом факторе. Любое железо может работать, но если к нему руки приложит нерадивый человек, он может нанести большой урон.

ДАВАЙТЕ ИЗУЧАТЬ КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК

«Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды».

Меня очень мучает проблема языков, тем более, наш Президент говорит о том, что каждый казахстанец, заканчивающий школу, должен говорить на нескольких языках. Это абсолютная правда. Чем больше ты знаешь языков, тем шире раскрывается для тебя мир. Становится богаче твой кругозор, ты познаешь чужую культуру. Но в первую очередь мне,  патриотке Казахстана, интересен Казахстан. Это наша Родина. Нам здесь жить и здесь умирать. Мне хотелось бы, чтобы у нас  в первую очередь обратили внимание на преподавание казахского языка. На учебники. Познать язык – это очень сложно. В первую очередь,  здесь должна быть озабочена семья. К сожалению, я не могу сказать, что у нас много методических пособий по изучению казахского языка. По английскому все  гораздо проще. Их разрабатывали сами носители языка – от простейших до сложнейших. Русский язык имеет тоже достаточно разработанную методику. Учебники русского языка С. Г. Бархударова – лучшие на сегодняшний день. У меня внуки ходят во второй и первый класс. Я, как бабушка, испытываю дискомфорт из-за словарей по казахскому языку. Словари должны быть разновозрастные, они должны быть рассчитаны и на маленьких, и на взрослых, с учетом психологических особенностей людей разного возраста. Мне очень приятно, когда сегодня в международных портах  видишь детей из Казахстана, они спокойно разговаривают на английском, например. Но мне очень обидно, что исчезает пласт нашей собственной культуры Казахстана.

КУЛЬТУРА – ОСНОВА ОСНОВ

И еще мне очень хочется, чтобы дети чаще ходили в музеи искусств, в театр. Театр – это, прежде всего, слово. Слова в театре основаны на хорошей литературе, на классических традициях. Я не думаю, что в театре может быть та разнузданность, которую сейчас можно увидеть на экранах кино и телевидения. Театр – это, прежде всего, – вековая культура. Вековая великолепная литература. К сожалению, люди у нас сегодня чаще ходят в кино, чем в театр. Меня это расстраивает. Сейчас, если мы сделаем опрос среди алмаатинцев, мало кто скажет, что он ходит в театр, в музей искусств, бывает на каких-то выставках. Больно это. Мне бы хотелось, чтобы они чаще проходили курсы повышения квалификации. Причем не только по своему предмету, а, например, по теме «Мировая художественная культура». Я не думаю, что культурный человек возьмет в руки ружье  и пойдет стрелять в людей. Идут стрелять люди, у которых не хватает внутреннего тормоза. И поэтому в своих детях мы должны воспитывать в первую очередь, ответственность перед обществом. И это самое главное в человеке – нести ответственность за собственные поступки.

Поэтому я за то, чтобы воспитывать всесторонне развитых детей, а не зацикливаться только на точных науках. Душу воспитывают литература, культура, искусство. И конечно, знание собственной истории. Мне бы очень хотелось, чтобы для детей было как можно больше книг о добром, о вечном. Сейчас острый дефицит в исторических книгах для детей. Причем надо, чтобы они были написаны хорошим языком, и чтобы это не были только панегирики в честь каких-то ханов, биев и батыров. Все-таки историю делает народ. И в памяти человечества остаются народ и отдельные личности.

Александр Красников, актер ТЮЗА им. Н.САЦ:

«ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ – НАРОД»

Наверное, многие как и я, в первом классе думали: «Эх, вот пройдут эти десять лет, а потом еще четыре года в институте, и все, никаких больше учебников, тетрадей, никакой учебы!» Вот ведь как мы ошибались! Сейчас учиться приходится каждодневно. И я вовсе не преувеличиваю. Сто лет назад слова Кэролла “Нужно очень быстро бежать чтобы остаться на месте “ воспринимались как глубокомысленное, но все же абсурдное выражение. А сейчас это прямая и недвусмысленная необходимость.

Но бежать-то тоже нужно уметь. Не мчаться сломя голову и не замечая ничего вокруг, абы куда, а всегда иметь перед собой четкую, пусть даже и недостижимую на первый взгляд цель. И всегда знать, что главное — это все же не скорость, а то, насколько лучше и умнее ты становишься в процессе самосовершенствования. И очень важно всегда помнить и беречь тот базис, то бесценное наследие, что накапливали и преумножить наши предки на протяжении многих веков упорного труда и созидания. Нам, актерам, в этом плане очень повезло. Возьмем, к примеру, любой из последних музыкально – поэтических спектаклей нашего театра: “ Курт – драгоценный камень”, ”Вера. Надежда. Любовь”, “Поздравляю тебя с премьерой!”. В  каждом из этих спектаклей нам удается прожить сразу несколько жизней, несколько судеб не вымышленных персонажей, а людей, внесших немалый вклад в отечественную и мировую историю, большая часть которых – наши земляки  или люди, долгое время прожившие в Казахстане. Это очень важно – показать и рассказать нашим зрителям, особенно молодежи, каким трудом достигнуто все то, на чем строится их современная жизнь. Как важно сохранить все те духовные богатства, что оставлены нам нашими самоотверженными предками. Но перед нами стоит задача не менее сложная, чем стоявшая перед ними. Мы должны не только бережно сохранять все плоды их трудовых и духовных свершений, но и преумножить их, внести свой вклад в развитие и процветание нашей Родины.

Понимание всей серьезности этой задачи осознается всем нашим обществом, поэтому и реализуются более чем успешно основные положения таких государственных программ как “ Казахстан 2050”, ”Нурлы жол”, ”100 конкретных шагов” и “ Рухани жангыру”. И Послание Президента народу Казахстана расставляет конкретные приоритеты и цели перед каждым из нас. Остается только “засучить рукава” и помнить, что главное богатство страны – его народ.

Елена Синькова, главный администратор театра:

ТЕАТРУ БЫТЬ! 

В своем Послании наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев затронул очень много важных вопросов. «Человеческий капитал – основа модернизации», — подчеркивает он. Говорит о новом качестве образования. О том, что «нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Во всех регионах на базе дворцов школьников нужно создать сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры.

Да, конечно, это все важно. Но мне особо хотелось бы заострить внимание на таких словах Президента: «Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды».

«Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу», —  писал  философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира Альберт . Швейцер.

Сегодня наши  дети, увы,  утрачивают сострадание, умение любить, у них пропадает взаимовыручка. И хорошо, что у нас есть детские театры, в которых идут замечательные спектакли,  которые напоминают юным зрителям о том лучшем, что должно быть в человеке: о любви, дружбе, взаимопонимании о том, что в жизни есть место подвигу.

К сожалению, сегодня не так часто, как нам хотелось бы, дети приходят в театры школами, классами. Увы, в образовании существует даже негласная установка: как можно меньше коллективных походов. В самом деле – зачем рисковать, куда-то вести детей, когда можно спокойно их обучать в стенах школы.

А нам бы очень хотелось, чтобы в наш театр, ТЮЗ им. Наталии Сац, приходили как родители с детьми, так и педагоги. Чтобы после спектакля устраивались  обсуждения спектаклей в школе и дома, чтобы ребята писали эссе на тему увиденного, рисовали сцены из спектаклей. Нам очень интересно знать мнение юных зрителей о спектакле, о том, что им хотелось бы посмотреть на сцене, какие темы их волнуют.

Наши артисты всегда с огромным удовольствием откликаются на приглашения придти в школу на вечера, классные часы, открытые уроки. С огромным удовольствием они ездят по школам, рассказывают детям о роли искусства в жизни людей, о роли театра, артистов…

У нас в театре  проводится много совместных акций вместе со школами, вузами. Нашими друзьями, например, стали учителя и ученики из Международной школы «Мирас», которые приходят к нам в театр, а потом  мы едем к ним с ответными визитами. В эти новогодние праздники, например,  ребята увидели в исполнении наших артистов отрывки из спектаклей. Очень приятно, когда идет вот такая обратная связь, когда зритель приходит в театр, а артисты с удовольствием идут в гости к ребятам. Мы очень надеемся, что многие учителя и школьники будут откликаться на наши приглашения, что ребята буду смотреть наши произведения, классику в этот сложный век, когда дети стали читать не так много, как нам хотелось бы. Театру быть!

И очень хочется надеяться, что сбудутся  все планы, описанные в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана 10 января 2018 г.

Людмила Мананникова, зав.литературно-драматической частью театра:

ВОСПИТАТЬ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА

— Да, вопросы, поднятые в послании Президента Н.А.Назарбаева, очень важны. Конечно, для того чтобы наше общество двигалось вперед, нам надо воспитывать человека умного, образованного, знающего, культурного, владеющего иностранными языками, имеющего передовые и глобальные знания.

Большая роль в этом отводится школе. Если сравнить школу, в которой я училась, увы,  много лет назад, и школу нынешнюю, можно увидеть в сегодняшней школе как плюсы и минусы.

Помню, и это уже подтверждают специалисты, у нас были, например, прекрасные учебники  по математике, сегодняшние же выпускники школ порою, увы, не знают даже таблицы умножения. А зачем, если у них под руками всегда имеется сотовый телефон с калькулятором. Нас учили мыслить, мы писали сочинения, нынешние ребята не совсем понимают, что это такое. Нынешних выпускников школ просто натаскивают для сдачи ЕНТ — даже если ты не решил задачи, можно ухитриться  написать правильный ответ. Ребята огромное количество времени проводят время в сети, где пишут друг дружке полуграмотные тексты, увы, не зная знаменитую фразу Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Да, наш Президент много внимания уделяет информатизации нашего общества, он озадачен развитием информационных технологий, говорит о том, что «в Интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов». Мы вступаем в эру информатизации, в эру таких потрясающих чудес, о которых лет 30 назад и не мечтали, но в то же время здесь надо поступать очень осторожно. Не загонять насильственно ребят  в те же социальные сети, где есть как полезное, так и вредное. Все чаще, увы,  по телевизору мы слышим сообщения, что в школе ребята совершают преступления по методикам, взятым из Интернета.

Хорошо в современной школе то, что в ней уделяется большое, хотя не такое большое внимание, как нам хотелось бы, изучению казахского языка. К сожалению, у меня в школе не было ни одного урока казахского языка, а я в связи с переездом училась в четырех самых прогрессивных алматинских школах. Мне всегда нравилось изучать языки, и я  с удовольствием бы выучила этот язык, а сейчас уже, увы, поздно.

Конечно, для воспитания человека культурного, очень важен театр. Никакая глобальная сеть не заменит похода юного человека в театр с родителями, одноклассниками. Еще лучше, если после посещения театра ребенок примет участие в обсуждении спектакля.

Думаю, здесь наш театр, ТЮЗ им. Н.Сац, делает очень много. У нас идут очень интересные спектакли, причем авторов со всего мира. Мы ставим спектакли, посвященные различным датам – к 25-летию дружбы независимого Казахстана с Россией — «Курт — драгоценный камень», к 1000-летию Алматы — «Вера, Надежда, Любовь», к 200-летию Бородинского сражения «Скажи-ка, дядя» и многие-многие другие. Причем в спектаклях звучит текст, поются песни как на русском, так и на казахском языках.

Мы стараемся, чтобы дети были не только зрителями, каждый год в театре проходит фестиваль школьных театров «Солнечный круг». Ребята участвуют в конкурсе рисунков, посвященных нашим спектаклям, в Днях открытых дверей, где можно не только пообщаться с актерами, но и научиться гримироваться, выходить на сцену, придумать себе костюм, нарисовать макет декорации.

Так что я уверена: фраза Президента «Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов», относится напрямую и к нам.

Очень хочется, чтобы все планы нашего Президента воплотились в жизнь, что бы в нашей любимой стране всегда были мир,  дружба и согласие.

Материалы «круглого стола» подготовила Людмила Мананникова.

Февраль 2018 г.