Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

ТЮЗ И НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН

Новые тенденции в театральной деятельности за годы независимости РК на примере Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н.Сац.

Круглый стол в Государственном академическом русском театре им. Н.Сац.

017Н.Г. Горобец. директор театра. 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — НАША ЗАДАЧА 

— Наш круглый стол проходит в преддверии  знаменательной даты – 25-летия независимости  нашего государства. Все казахстанцы подводят итоги пройденного пути, гордятся своей страной, теми достижениями, которые за эти годы стали заметными не только нам, но и международной общественности.

Наш старейший  и самый первый театр  Казахстана для детей и юношества был создан в 1945-м году по инициативе Наталии Ильиничны Сац. Совсем недавно, 7 ноября ,  мы отметили свой 71-й день рождения.

С первых же дней  своего существования наш театр стал культурным центром для многих поколений казахстанцев. И именно в годы Независимости наш театр по поручению Президента получил новое здание — одно из лучших зданий города.

Основной наш контингент –  детская и юношеская аудитория. Именно  поэтому деятельность нашего театра направлена на реализацию политики государства в области духовно-нравственного воспитания,  патриотизма у молодого поколения казахстанцев.

Государственная поддержка позволила нам не только приглашать самых маститых режиссеров, но и выращивать собственные кадры. За последние пять лет начинающими режиссерами нашего театра поставлено семь новых спектаклей. Сложившаяся система финансирования позволяет нам стратегически планировать качественный творческий рост театра,  выпускать детские спектакли по-настоящему яркие, красочные, музыкальные,  динамичные. Среди них – ставшие своеобразной визитной карточкой театра спектакли «Ромео и Джульетта» Уильяма. Шекспира, «Белое облако Чингисхана» Чингиза Айтматова, «Закат» Исаака Бабеля.  Мы стараемся ставить на сцене лучшие детские спектакли золотого фонда мировой классики. Это  «Красная шапочка» и «Золотой ключик», «Конек-горбунок» и «Малыш и Карлсон», конечно же «Золушка» и многие другие.

В 2007-м году в театре открылась экспериментальная камерная сцена, на ней сегодня  с большим успехом идут спектакли для взрослых.

%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0Г.А.Иванова, зам. директора театра. 

НАШ ТЕАТР МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ

Мне хотелось бы добавить к словам Надежды Григорьевны, что уже стало традицией проведение совместных мероприятий с Генеральным консульством России в Алматы и Агентством «Сохнут»,  израильским  культурным центром.

В нашем театре работают актеры разных национальностей и работают дружно. У нас есть русские, казахи, таджики, украинцы, татары, евреи и это замечательно. И спектакли у нас ставят не только режиссеры  из нашей республики, но и  из стран СНГ — из России, Туркмении, Таджикистана, Киргизии. Так много интересных спектаклей поставили  в театре засл.артист Таджикистана Султан Алимжанович Усманов, режиссер из России Алексей Алексеевич Орлов.

Каждый год мы ездим на гастроли по городам нашей страны, в то же время   театр  предоставляет возможность региональным театрам показывать свое творчество жителям и гостям города Алматы. Только в 2016-м году с обменными гастролями к нам приезжали  театры из Шымкента, Жамбыла, Темиртау.

Сейчас у нас ведется подготовительная работа по участию коллектива театра в культурной программе в дни проведения Международной выставки «ЭКСПО-2017», которая будет проходить в городе Астане.

И, конечно, важным стимулом роста творческих достижений является оценка государством вклада в театральное искусство Казахстана работников театра. За годы независимости почетные  звания получили восемь артистов театра, пять награждены орденами, других государственных наград удостоены более двадцать человек. Но, конечно же, у нас есть еще много замечательных актеров, достойных высоких государственных наград. Надеемся, они будут.

%d1%80%d1%83%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d1%86%d0%b5%d0%b2%d0%b0Н.Е.Румянцева, зав. педагогической частью театра.

МЫ ИЗ Я — ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕМЬЯ…

Педагогическая часть – это особенное  структурное подразделение детского театра, его придумала основательница нашего театра Н.И.Сац. При  педагогической части действует бесплатный детский театральный кружок «Ручей-ручеек». Также одной из важных задач педагогической части является организация семейного досуга. Мы проводим  круглые столы, семейные конкурсы, выставки рисунков, ставим спектакли силами воспитанников кружка — это сегодня у нас неотъемлемая часть педагогической работы в театре.

Особый интерес вызывает у зрителей  ежегодный  конкурс «Мы из Я – театральная семья». Мы стремимся  сформировать поведенческую культуру театрального зрителя, сделать так, чтобы ребенок сохранил устойчивый интерес к театру на протяжении всей своей жизни. И мы здесь понимаем, что хорошей поддержкой работе  являются школьные театральные кружки, которых сегодня, увы, меньше, чем когда-то. Сотрудничество с ними занимает особое место в системе воспитательной работы театра.

Только недавно в нашем театре закончился 4-й республиканский фестиваль детских театральных коллективов «Солнечный круг», который прошел с большим успехом. Дети представили на нашей сцене, свои творческие программы и спектакли, которые могут соперничать со взрослыми.

%d0%b3%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b5%d0%b2%d0%b0С.А. Галиева, директор Молодежного Медиасоюза Казахстана.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ТЮЗА

Как хорошо, что в нашей жизни есть детский театр! Это как аксиома, знаешь, что здесь всё будет чисто, звонко, прозрачно, весело. Можно широко раскрытыми глазами смотреть на сцену и быть уверенным: ты увидишь только хорошее, лучшеe – то, что будет ласкать твой взор, услаждать слух, а сердце заставит трепетать…

Один из театральных сезонов в Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана имени Н. Сац открылся премьерой сказки-фантазии «Волшебная флейта» по мотивам оперы В. А. Моцарта. Все труднее и труднее стало удивлять  современного театрального зрителя. Он становится взыскательнее и строже. Но на этот раз можно с уверенностью сказать: зритель был удивлен! Взять для драматической постановки оперу, написать диалоги, умело ввести в канву действа гениальную музыку одного из лучших европейских композиторов, тщательно продумать костюмы и декорации… Это под силу интересному, талантливому режиссеру, чувствующему ритм времени и не боящемуся рисковать. Таким и является режиссер постановки заслуженный артист Республики Таджикистан Султан Усманов. Как и положено настоящему драматическому действию, спектакль «Волшебная флейта» многослоен, каждая категория зрителей найдет в нем информацию для размышления.

Нарядно, празднично одетая публика и полное отсутствие потёртых джинсов — это есть  в нашем ТЮЗе. Сотрудники педагогической части театра часто бывают в школах, с большой душой выполняют свою традиционную миссию — воспитывают и образовывают своего зрителя, готовят его к первым походам в театр. Именно в зеркалах фойе ТЮЗа многие девочки впервые видят себя в вечерних платьях, а мальчишки в — строгих отглаженных костюмах. Театральная одежда — составляющая общей культуры.

Что нравится в нашем  современном ТЮЗе? Его активная гражданская позиция, неуёмная энергия по пропаганде театрального искусства. Он не сидит и не ждёт, когда его полюбят. Он крепко дружит со всеми средствами массовой информации, он, можно сказать, «подсадил» их на себя. Они подробно и в деталях разбирают все премьеры, подогревают интерес публики. Есть замечательный сайт, где находят отражение все тюзовские события. Как сказала Надежда Евгеньевна, ТЮЗ проводит совершенно потрясающий фестиваль детских театральных коллективов «Солнечный круг» — меня приглашают в жюри фестиваля и я очень этому рада. А здесь даже «Репка» — обыкновенный шедевр театрального искусства, не говоря о “Вожде краснокожих” на английском языке или спектакль собственного сочинения и постановки. Три фестивальных дня ТЮЗ бурлит, кипит, трясётся от аплодисментов и смеха. И пропитывается любовью и благодарностью зрителей всех возрастов.

Не утихают разговоры о скорой «кончине» бумажных средств массовой информации, о массовом переходе самых заядлых читателей на электронные риддеры и закате издательского дела, о театральных спектаклях, которые скоро заменят крутыми роликами, что миллиардами крутятся в безбрежных волнах Интернета… Но, к счастью, есть ещё много людей, которые любят запах типографской краски и неповторимый, чудесный запах театра… Эти люди стоят в очередях в книжных магазинах и заполняют театральные залы. Эти люди — лучшая, продвинутая, совестливая, честная, остроумная часть человечества. С которыми можно пойти в разведку. Построить город или завод. Спеть вполголоса любимую песню. Просто помолчать об одном и том же. А люди, которые ходят в детский театр, — независимо от возраста — лучшие в квадрате или даже в кубе. Они даже могут проложить водопровод на Луне. Такую энергию даёт детский театр. 

%d0%b1%d1%80%d1%83%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8fЕ.Ф. Брусиловская, обозреватель газеты «Казахстанская правда» 

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР, КАК ЛЮБЛЮ ЕГО Я?

Спектакли Тюза всегда удивительно современные, когда  бы ни была написана пьеса, и еще — их всегда с удовольствием смотрят и взрослые, и дети. «Золушка» и «Винни-Пух», «Люймовочка» и «Бременские музыканты», «Кошкин дом» и «Три поросенка»…

Обозначу  и одну уникальность алматинского ТЮЗа, которая, конечно же, появилась в годы независимого Казахстана. Помимо Основной сцены, на которой, как правило, идут детские спектакли, он имеет еще и Камерную, экспериментальную сцену,  предназначенную для взрослых зрителей, что дает возможность актерам не замыкаться в амплуа мышек, белочек и зайчиков, а попробовать себя и в классической драматургии. Скажем, классика мировой драматургии: спектакль «Миллионерша» по пьесе Бернарда Шоу, или пьесы современных зарубежных авторов: мистическая комедия «Неугомонный дух» английского драматурга Ноэля Коуарда, «Кража со взломом» американского драматурга Вина Морреаля Младшего. Кстати сказать,  этот спектакль стал первым режиссерским опытом одного из ведущих актеров театра Евгения Дубовика.

Но мне хотелось бы отметить постановки, которые выбиваются из привычной сценической стилистики, потому что, во-первых, они созданы самими тюзовцами (я имею ввиду не только режиссуру, игру, но и текст пьесы), а во-вторых, связаны с одной из важных исторических дат. Например, спектакль «Поздравляю тебя с премьерой» приурочен  к 70-летнему юбилею театра. Текст для него написан Людмилой Мананниковой, постановку осуществил режиссер театра Владимир Крылов. Главная героиня спектакля – знаменитая основательница театра Наталия Ильинична Сац, роль которой исполнила артистка Ольга Бобрик.

Знаковым стал и спектакль «Нам нужна одна Победа…», посвященный Победе Советского народа в Великой Отечественной войне.

Это также совместное творчество Людмилы Мананниковой и одной из ведущих актрис ТЮЗа Татьяны Костюченко, которая первый раз выступила в необычной для себя роли – режиссера-постановщика.

Недавно театр порадовал нас спектаклем «Вера, Надежда, Любовь…», посвященным 1000-й истории Алматы, и в нем одной из главных тем стала тема дружбы народом, независимого Казахстана. Участники спектакля вспомнили Шелковый путь, основателя города Верного генерала Колпаковского, то, что знаменитая Панфиловская дивизия создавалась именно в Алма-Ате, а Москву в числе других воинов защищал легендарный казах Момыш-улы.

Сегодня театр имеет возможность показывать свои спектакли за рубежом, хотя, увы, не так часто, как хотелось бы. Например, актрисы ТЮЗа Татьяна Костюченко и Мария  Коваленко участвовали в Пятом Международном фестивале молодежных театров «Нигохи нав», который проходил в Душанбе.

«Нигохи нав» в переводе с таджикского языка означает «Новый взгляд». Таким взглядом для наших актрис стала постановка спектакля «Палата №…» по пьесе российского драматурга Валентина Красногорова «Женская доля», который они и показали на фестивале.

Важность этого события не только в том, что актрисы алматинского ТЮЗа были удостоены престижных наград, но и в том, что это была редкая по нынешним временам возможность выехать в зарубежье, пусть и ближнее, посмотреть на работы других театров, ну и самим в грязь лицом не ударить.

В общем, у детского театра в Казахстане очень хороший потенциал и большое будущее, и хочется надеяться, что у него всегда будет возможность  его реализовать.

%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%b0Л.П.  Нода, ст. преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби,

художественный руководитель театра КазНУ «Эйдос» 

ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ТЮЗ?

Театр юного зрителя уже семьдесят лет радует нас, своих благодарных поклонников. Семьдесят лет он открыт для зрителей всех возрастов.

Сюда с удовольствием приходят дошколята на веселые и поучительные, обязательно музыкальные спектакли. Всегда трогательно видеть нарядных малышей с букетами цветов, со сладостями для любимых артистов. Здесь очень рады школьникам, неугомонным, часто не могущим просидеть спокойно одно действие и ждущим антракта. А еще сюда, на Камерную сцену, спешат зрители старшего поколения, за эти непростые годы взросления не изменившие своему театру, своему ТЮЗу. Идут с признательностью и изумлением: а чем удивит театр на этот раз? Старший зритель – искушенный, пересмотрел весь репертуар, сначала с детьми, потом с внуками. А на Камерной сцене – что ни постановка, то попадание в десятку!

Сколько с ним связано, с нашим родным ТЮЗом – сколько мгновений – волнующих, тревожащих ум, душу.

За что мы любим ТЮЗ? За неравнодушие.

Здесь работают люди, преданные театру. За небольшую зарплату они несут свет и радость маленьким и «большим» зрителям. Они стремятся сделать этот наш непростой мир лучше: мягче, ярче, веселее, интереснее. А потому сами ищут, сомневаются, репетируют.

За что мы любим ТЮЗ? За то, что в эти годы полной перестройки общества, когда к нам ворвались «заменители» культуры – современные гаджеты – Театр юного зрителя не опустил руки, а развивается вместе с обществом, со своим зрителем.

За что мы любим ТЮЗ? За великолепные возможности выступать на его сцене. За прекрасный фестиваль «Солнечный круг», который собирает театральные коллективы со всей страны и благодаря которому мы, театр «Эйдос», стали обладателями Гран-при за постановку спектакля «Ох уж эти ловеласы!».

А еще мы любим поздравлять ведущих актеров ТЮЗа имени Н.И. Сац с их юбилеями, увлекательное, скажу вам, дело. Нам нравится.

А еще нам по душе смотреть спектакли и писать на них рецензии. Обсуждаем, порой спорим до хрипоты. Думаем, анализируем, восхищаемся. Как было приятно видеть любимых актеров на Дне открытых дверей, который тюзовцы впервые провели в этом году. Вот уж где раскрываются таланты детей. А еще мы любим ТЮЗ за предоставленную нам, театру «Эйдос», прекрасную возможность пересматривать интересные спектакли.

К 70-летию любимого театра мы поставили спектакль «ТЮЗ оживает», который показали на Фестивале «Солнечный круг» 8 ноября 2015 г. Волнений было много, ведь у нас оживает сама Наталья Ильинична Сац. А в 2016 мы, театр Эйдос, поставили спектакль по  трогательой пьесе Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Какой получился спектакль, судить жюри Фестиваля и зрителям. Но мы очень рады, что его премьера  состоялась именно в ТЮЗе. 

%d1%8f1Л.Б.  Мананникова, зав. литературно-драматической частью ТЮЗа.

— МЫ — ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАНА

Я бы хотела вспомнить последнюю премьеру театра  «Вера, Надежда, Любовь…», которую поставил режиссер Владимир Крылов, посвященную 1000-летию Алматы. Я писала сценарий этого спектакля — дело давалось очень трудно — нельзя обнять необъятное, но, думаю, спектакль у Крылова получился. И главное, благодаря режиссеру, спектакль получился очень современным, интернациональным. В нем звучат казахские и русские мелодия, подробно рассказано о панфиловцах, спасших Москву от фашистов. Актеры читают стихи русскоязычных  поэтов Олжаса Сулейменова,  Бахытжана Канапьянова, и когда видишь этот спектакль, радуешься, как здорово, что в Казахстане у нас живет так много людей разных национальностей и живет так дружно… Мы — особая страна…

Еще мне хочется сказать вот о чем. Долгие годы советской власти у театра была цензура, было даже такое понятие — сдача спектакля, когда готовый спектакль приходила смотреть строгая комиссия из Министерства культуры. Об этом с юмором вспоминает главный режиссер ТЮЗа в 70-е годы Рубен Суренович Андриасян. Непонятно почему, например, комиссия не сразу приняла спектакль «Ночь после выпуска» хорошего писателя Владимира Тендрякова,  сложности были со сдачей «Оптимистической трагедии»  Всеволода Вишневского в театре Лермонтова… Сейчас такой комиссии нет, хотя генеральный просмотр спектакля  мы иногда по старинке  называем сдачей. Но это, понятно, налагает на театр еще большую  ответственность, заставляет еще вдумчивее, строже, подходить к созданию репертуара, хотя это совсем не говорит о том, что мы не можем критиковать некоторые жизненные явления, выявлять их — на это и театр…

Н.Г. Горобец,  директор театра.

Думаю, наш сегодняшний разговор состоялся. Хотя, конечно, еще многое можно сказать. С 1998-го года коллектив нашего театра принимал участие в трех международных и шести  республиканских фестивалях. Благодаря поддержке Министерства театр имеет возможность для стажировок специалистов — как  в Казахстане, так и за границей. Руководство театра предоставляет сотрудникам возможность получить высшее образование без отрыва от работы по занимаемой должности, а также приобрести вторую специальность.

В целях обеспечения общедоступности театрального искусства для всех слоев населения республики, закрепленной в Законе Республики Казахстан «О культуре», мы организуем  благотворительные спектакли для детей детских домов, домов-интернатов, из малообеспеченных семей. Сотрудничаем с двадцатью  благотворительными организациями республиканского и городского значения. Независимость республики принесла настоящую творческую свободу государственным театрам республики. Вместе с тем, театр приобрел гражданскую ответственность за свою деятельность, которая является очень важной составляющей процесса воспитания и формирования личностных качеств гражданина новой

страны.

Добавить комментарий