Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
EXPO 2017
EXPO 2017
Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Театр для юного зрителя («Казахстанская правда»)

Астана

В Астане прошли гастроли Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац
Сегодня в его репертуаре 32 спектакля, в столице показали 5, однако они, по мнению директора театра Надежды Горобец, отражают главную цель ТЮЗа – создание семейного театра, где уютно и интересно зрителям всех возрастов – и дошколятам, и их бабушкам с дедушками. Все постановки, показанные в столице, осуществил заслуженный артист Республики Таджикистан Султан Усманов. Спектакли показали творческий потенциал труппы, ее умение работать в разных жанрах и с разным литературным материалом.

Хлопайте в ладоши нам!

В том, что бывает любовь с первого взгляда, убедили не «Ромео и Джульетта» (об этом спектакле ниже), а музыкальные сказки Самуила Маршака «Кошкин дом» и Василия Ливанова «Бременские музыканты». Происходящее на сцене маленьких зрителей захватывало с первой минуты, с первых аккордов.
Бедные котята исполняли душещипательный рэп, пожарники оказались умелыми джазменами, а Кошкины гости, отплясывая у нее в доме, каждым па доказывали: «Дети! Рок-н-ролл жив!» Ребятишки совсем не возражали и после спектакля наперебой рассказывали, как им понравилась вальяжная Кошка-модница, крикливый воображала Петух, неумелая кокетка Коза и ее муж, съевшие-таки дуэтом соседскую герань, а еще цыплячий «спецназ», гонявший бездомных Кошку и Кота Василия под «Танец с саблями».

Актеры сами кайфовали, погрузившись в сказочную стихию. Причем сказки для постановки взяты любимые и знакомые до буковки! В «Бременских музыкантах» звучали знаменитые песни Геннадия Гладкова, и для молодых актеров велик был соблазн скопировать мультяшные образы. Тюзовцы пошли другим путем, найдя немало собственных интересных решений.

Король по-прежнему был сказочно глуп, не избалованная балами Прин¬цесса – прекрасной, а ее фрейлины – чопорны и занудны. Зато вместе с Трубадуром и его друзьями выступали настоящие жонглеры, силачи и акробаты, в действие ввели Шута, который стал ведущим спектакля и другом влюбленных (в «Кошкином доме» функцию рассказчика выполняли Пожарники). Разбойники превратились в разбойниц, точнее в задиристую девичью поп-группу, а сам Трубадур больше походил на рокера и, изображая заморского принца, перешел от гладковских мелодий на репертуар Queen. Он, к радости родителей маленьких зрителей, «зажег» зал и королевский дворец знаменитым «We will, we will rock you…»

Замечательно играли все артисты, занятые в детских постановках. Надо было видеть лица ребятишек, тянущих руки, чтобы поздороваться со сказочными героями, спускавшимися в зал со сцены. И у актеров находилась секундочка для каждого! Такое взаимодействие с самой сложной категорией публики, видимо, «в крови» ТЮЗа и заслуживает самых теплых слов.

– Мой Трубадур, в отличие от героя мультфильма, более разговорчив, он обращается к зрителям, ищет у них поддержки, – сказал исполнитель главной роли, заслуженный деятель РК Евгений Дубовик. – Мы сделали свой спектакль. Трубадур – артист. Многие дети в детстве мечтают стать актерами, и хочется передать им энергетику этой профессии.

Браво, сценограф!

Работа сценографов, художников по костюмам, реквизиторов нечасто оказывается в центре внимания. Между тем первое, что видит зритель на сцене, – это декорации, да и актеров встречают вначале по одежке. Так что художник-постановщик вместе с режиссером и актерами – полноправный создатель спектакля, а сцено¬графы ТЮЗа, несомненно, достойны бурных аплодисментов.

В сказках яркие, красивые, не отвлекающие от основного действия декорации создал Эрик Дюсембаев, а за «одежку» отвечала художник по костюмам Гульшат Омарова, нашедшая для каждого персонажа свою «изюминку»: кому-то достались дреды, кому-то леопардовые штаны, а Королю, кроме короны, чудесная расшитая блестящими нитями сумочка, при необходимости трансформирующаяся в удобную подушечку…

Перед художником-постановщиком Владимиром Пономаревым, оформившим спектакли «Белое облако Чингисхана», «Игра», «Ромео и Джульетта», стояли другие задачи: передать колорит трех разных эпох. В «Чингисхане» сценическое пространство огорожено лежащими копьями, острие которых, как грозное предупреждение, направлено в зрительный зал. Шекспировские страсти должны разгореться во впечатляющих интерьерах средневековых площадей и залов, массивных, холодных, отстраненных. А в комедии «Игра» шикарное красное платье Анны Антоновны Атуевой является самостоятельным произведением искусства, порой даже «переигрывает» свою хозяйку и является безоговорочной «первой скрипкой» в гастрольном гардеробе ТЮЗа.

Игра, идет игра

Время сказок для ребенка однажды заканчивается, он приходит в театр на другие спектакли, которые должны научить его мыслить, воспитать чувст¬ва, помочь понять взрослый мир. Тут одинаково опасны и излишняя дидактика, и заигрывание со зрителем, немало вопросов возникает по поводу интерпретации и адаптации классических произведений.

За три гастрольных дня ТЮЗ показал пять спектаклей. В кратком обзоре не получится рассказать обо всех удачных актерских работах. Однако нельзя не отметить игру молодой актрисы Татьяны Костюченко, которая исполнила все главные женские роли – Принцесса, Догуланг, Лидочка Муромская, Джульетта, и для каждой ей хватило и сил, и души (перерыв между спектаклями всего несколько часов). За три дня дважды отцом побывал Евгений Ефремов, убедительно сыгравший, по сути, антиподов – Муромского и Капулетти. Для роли же Чингисхана у актера не хватило контрастных красок: не чувствовалась, как модно говорить сейчас, харизма властелина, была некоторая монотонность, оттого образ ускользал, не находил эмоционального отклика у публики, а главного героя уводил на второй план.

В основу театральной легенды «Белое облако Чингисхана» положена одноименная новелла Чингиза Айтматова. Сам автор назвал ее мифом, который мало соотносится с исторической действительностью, но много говорит о народной памяти. Это произведение о судьбе человека, властном жестоком правителе и всепобеждающей любви хорошо известно в Казахстане, и, тем не менее, каждая новая постановка интересна. Артисты ТЮЗа приняли предложенную им «мифологическую» стилистику, помогали зрителям прочувствовать трагизм ситуации и трагедию оказавшихся в ней людей.

– Чингисхан изменил ход мировой истории, – говорил режиссер Султан Усманов. – Но в спектакле мне был важен Чингисхан-человек, я хотел понять, в чем истоки его поступков, какой была его судьба, сомневался и страдал ли он?

«Игра», поставленная по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», для юных зрителей была чистым листом. Произведение не входит в школьную программу, хотя во второй половине XIX века эта комедия соперничала по количеству постановок с «Грозой» и «Горем от ума».

Спектакль пока не достиг пика формы. Артисты и их герои словно еще адаптируются друг к другу, ощущаются пустоты, возникшие вовсе не из-за сокращения текста. К сожалению, на фоне красного платья тетушки Атуевой совсем потерялся главный герой – блистательный мошенник и сердцеед Кречинский. У Юрия Гнусарева он получился личностью унылой и вялой, которую так и хотелось потормошить. А ведь Кречинский – Игрок с большой буквы, затеявший аферу века, он выдающийся притворщик и обаятельный льстец, многоликий авантюрист, в чьи сети не могла не попасть юная романтичная Лидочка Муромская.

Над «сольными партиями» артистам предстоит поработать, как это сделал заслуженный деятель РК Тахир Восилов, создавший гротеск¬ный, смешной, жалкий и местами пугающий образ Расплюева. Это, на мой взгляд, лучшая мужская роль в гастрольных спектаклях.

Сюжет «Ромео и Джульетты» в общих чертах известен всем: они любили друг друга недолго, но страстно, и умерли в один день. Спектакль оставил странные чувства. Понятное дело, сегодня представить Шекспира без купюр в ТЮЗе немыслимо, но и «прогнать» все веронские события за неполные два часа без антракта – тоже чересчур, как в песне: вжик-вжик-вжик – уноси готовенького… Для ненависти и любви, для решения – жить или умирать – нужно время, в том числе и сценическое.

С другой стороны, именно «мобильность» трагедии делала ее современной: не только горячие веронские парни решают свои проблемы силой, не только в XIV веке «отцам» и «детям» катастрофически некогда поговорить друг с другом и не только у Шекспира юные влюбленные совершают необдуманные и неисправимые поступки.

Потрясающе красивая сцена бала в «Ромео и Джульетте» (балетмейстер Виктор Япринцев) напоминала современное светомузыкальное шоу. Там, среди шума и блеска, впервые встретились юноша и девушка, которые хотели, чтобы праздник не кончался, торопились жить и чувствовать, брать от жизни все… В зале то и дело загорались огоньки сотовых телефонов: зрители фотографировали чем-то тронувшие их сцены спектакля, явно подтверждая, что все-таки есть в классике что-то вечное.

…В нынешнем году Министерство культуры и информации особое внимание уделяет гастрольной деятельности ведущих творческих коллективов республики, которые посетят и Астану, и регионы. Что же касается спектаклей для детей и юношества, то они существуют в репертуаре каждого театра, и им был посвящен XV республиканский театральный фестиваль в 2007 году. Об этом событии в дни гастролей ТЮЗа вспомнили не случайно. Прошедшие пять лет назад фестивальные показы памятны и профессионалам, и зрителям. Однако дети быстро растут, времена меняются и есть много причин, чтобы вновь серьезно поговорить о детском и подростковом театре – театре особого назначения.

Наталья КУРПЯКОВА
http://www.kazpravda.kz/c/1334862873

Апрель 2012 г.