Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
EXPO 2017
EXPO 2017
Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Театральная легенда от ТЮЗа («Вечерняя Астана»)

Астана

Столичные зрители в очередной раз получили возможность оценить таланты Академического театра для детей и юношества имени Натальи Сац. В этот раз алматинский театр привез в Астану пять спектаклей. Причем, три из них предназначены не для детской, а взрослой аудитории.
Что примечательно, гастроли алматинского ТЮЗа стали не только ярким культурным, но и социально значимым событием. Как отметил председатель Комитета по культуре Министерства культуры и информации РК Тлеугали Кишкашбаев, эта гастрольная поездка проходит в рамках реализации Послания Главы государства, где говорится о необходимости обеспечения культурных потребностей казахстанцев. В первую очередь, это касается моногородов, куда будут направляться «культурные десанты», в которых будут задействованы лучшие творческие коллективы страны.

— В Казахстане работают пятьдесят два театра областного и районного уровней, — уточнил Тлеугали Кишкашбаев на пресс-конференции. – Для них составлена гастрольная карта, которая охватит всю территорию республики. Кроме театральных гастролей, также будут организовываться встречи с известными поэтами и прозаиками, выставки известных художников и музыкальные концерты.
Конечно, Астану нельзя отнести к моногородам. Однако вполне логично то, что «первая ласточка» гастрольного плана пройдет своеобразную апробацию вниманием достаточно искушенного столичного зрителя.
Что же привезла в Астану алматинская труппа? Если говорить о спектаклях для взрослых, то это «Белое облако Чингисхана», «Игра» и «Ромео и Джульетта». Несколько слов о сюжетах этих произведений…
«Белое облако Чингисхана» поставлено по мотивам произведения Чингиза Айтматова. Как и во многих классических произведениях, в спектакле имеют место и лирическая линия, и философские рассуждения, и проблема выбора между предательством и смертью… Не зря режиссер-постановщик Султан Усманов определил жанр этого спектакля как «театральная легенда».
— К Чингисхану можно относиться по-всякому, — сказал режиссер, когда его спросили о причинах выбора данного произведения. — Однако нельзя отрицать, что этот человек повлиял на историю практически всей Евразии. При этом, когда я выбирал пьесу, Чингисхан интересовал меня не как полководец или политический деятель. Мне был интересен его внутренний мир, сомнения, переживания, все то, что при всем масштабе его свершений, тем не менее, делало Чингисхана обыкновенным человеком.
В основу спектакля «Игра» легла известная пьеса Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Главный герой Михаил Васильевич Кречинский – блестящий лицемер и авантюрист с манерами аристократа. Проигравшись в карты, он ищет деньги, необходимые ему для брачной аферы. Чтобы получить искомую сумму, Кречинский закладывает в ломбард булавку с бриллиантом, скромно умолчав, что бриллиант фальшивый… Кстати, эта проделка имеет вполне исторические корни – в XIX веке один известный шулер действительно умудрился получить под залог страза крупную сумму денег. Однако, в постановке алматинского ТЮЗа мошенничество преподносится вовсе не как руководство к действию для зрителя… В целом спектакль достаточно интересен. Астанчанам, видевшим его в постановке Академического русского драматического театра имени Максима Горького, наверняка будет интересно сравнить творческие подходы двух театральных коллективов.
Сказать что-то новое о пьесе Шекспира «Ромео и Джульета» сложно. Тем не менее, режиссеры столетиями ставят ее, стараясь привнести какую-нибудь новинку в антураж, так как суть пьесы неизменна.
— Любовь – это окно в жизнь, — говорит режиссер-постановщик Султан Усманов. – Любовь — главный крест любой личности, она согревает человеческие души. Если бы в моей судьбе не было любви, я вряд ли стал бы режиссером.
Ну, а теперь о репертуаре, предназначенном собственно для юных зрителей. Сказку Маршака «Кошкин дом» мы все прекрасно знаем с детства. Самое смешное, но при этом и печальное, что, взрослея, мы забываем заложенные в ней уроки общежития, а потом иногда с горечью вынуждены проходить их заново, но уже в реальной жизни. «Кошкин дом» алматинского ТЮЗа — весьма яркая постановка, с хорошо прописанными личностными характеристиками персонажей. Скорее всего, родители, которые приведут на нее детей, получат не меньше удовольствия, чем маленькие зрители.
Ну, и наконец, «Бременские музыканты». В интерпретации алматинцев эта сказка (которой, кстати, открывались гастроли) имеет весьма опосредованное отношение к творчеству братьев Грим. Скорее это театральное переложение одноименного советского мультфильма, музыка из которого широко используется в спектакле. Однако, это отнюдь не сценический плагиат. В мультяшный сюжет внесено множество авторских добавлений. Это и глупый Король, развлечения ради стреляющий в Шута из пушки, и сам Шут, являющийся, по сути, чуть ли не центральным персонажем спектакля, и гениальный Сыщик, выходящий на сцену под увертюру из фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Забавна, кстати, и уловка, с помощью которой он похищает Принцессу у Трубадура (эдакой рок звезды, чем-то даже похожей на Константина Кинчева). Переодевшись старой нищенкой, Сыщик приходит на поляну, где музыканты празднуют свадьбу. Посетовав, что «свадьбы уже не те», он, дико отплясывая, исполняет советский шлягер «А эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала!». Ну, а разбойники, точнее разбойницы, просто покорили детскую аудиторию. Надо сказать, что в спектакле много интерактивных действий, артисты постоянно перемещаются по залу, общаясь, насколько позволяет формат действия, с детьми.
Конечно, детские постановки зачастую не очень интересны взрослым зрителям. Но, как правило, это объясняется далеко не тем, что, играя в них, артисты халтурят. Нет, просто, ставя спектакль для детей, грамотный режиссер учитывает особенности детского восприятия. По сравнению с большинством взрослых, дети – максималисты, они хуже воспринимают полутона, намеки, но при этом часто бывают отличными интуитивными психологами.
ТЮЗы (в том числе и театр имени Натальи Сац) занимаются очень важным и ответственным делом. Они не только учат ребят любить драматическое искусство, но и закладывают в детские души нравственные императивы, без которых невозможно становление порядочной личности. И остается надеяться, что Астана числится в гастрольном плане еще многих казахстанских театров юного зрителя.
Роман КУЖКО