Get Adobe Flash player
Новости
Новости

Новости ТЮЗа им.Н.Сац

Рубрики
Поделиться
Облако тегов
Новости
Новости

Новости Министерства культуры и спорта Казахстана

Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
instagram
instagram
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

СТАРИННАЯ КОМЕДИЯ О СОВРЕМЕННЫХ НРАВАХ

%d0%bd%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d1%8cСпектакль по пьесе знаменитого драматурга екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Кто не знает пьесу «Недоросль» про знаменитого Митрофанушку, которому ни к чему учить географию, потому что «извозчик довезет»…

Или – помните?

…– Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться!

…– Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку!

Скажете: «Устарело. Кого в нынешнем мире интересуют события, которые происходили более двухсот лет назад?» Но классика на то и классика, что она актуальна всегда.

Имя Митрофанушка стало нарицательным – так называют ребят, которые не хотят учиться, лодырничают, стараются без особых усилий устроиться в жизни поудобнее…

Пьеса была написана в 1781-м году, ее автор – Денис Иванович Фонвизин – родился 270 лет назад – 3 (14) апреля 1744 (по другим данным 1745 года).

%d0%bd%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d1%8c2Хочу сказать, «Недоросль» в ТЮЗе имеет долгую историю. Ставится он у нас уже в третий раз. В начале спектакль был поставлен еще при Наталии Ильиничне Сац, в середине сороковых годов, а Митрофанушку в нем играл сам директор театра Ангаров.

Одна из первых актрис театра Евгения Ивановна Василькова вспоминает, что хотя спектакль был поставлен традиционно, он имел очень большой успех.

Не менее удачной была и постановка режиссера театра Е. Прасолова в 1975-м году. Ведущие были одеты в джинсы и пестрые рубашки. Зал смеялся непрерывно… Рубен Суренович Андриасян, художественный руководитель Лермонтовки, а тогда главный режиссер ТЮЗа, любит вспоминать, как они в том спектакле героически вымарали из действующих лиц резонера Правдина… В том спектакле, кстати, играли актрисы Валерия Георгиевна Крымская и Любовь Ивановна Бойченко, ветераны театра, которые и ныне в строю. Спектакль тоже был очень популярен в то время, и, страшно сказать, с тех пор прошло уже почти 40 лет…

И вот сегодня еще одна версия «Недоросля». Будет ли он интересен сегодняшним школьникам, их родителям, учителям?
%d0%bd%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d1%8c1Вот и сейчас мы видим на сцене до боли знакомую маменьку – г-жу Простакову, которая готова жизнь отдать за своего сыночка Митрофанушку – великовозрастного оболтуса, которому с юных лет внушается, что «ученье – тьма», а география ни к чему – извозчик доведет…

Известно, что у Фонвизина отрицательные персонажи выведены ярко, выпукло, а положительные – бледно, резонерски, но, думаю, актеры ТЮЗа справились со своими ролями блестяще. Мне показалось, что проходных ролей в спектакле нет. Хороша Простакова – арт. Ирина Арнаутова – этакая неграмотная злыдня, которая от скуки бьет своих слуг, да и воспитанием единственного сына особо не занимается. Учитель французского, прямо «из Парижа», Вральман (арт.Артем Иватов) оказывается бывшим извозчиком. Блестяще справился с ролью Скотинина засл. деятель РК Григорий Ефимов. Свиней его герой любит больше чем людей, и этим бесхитростно счастлив. Внесла много интересных штрихов в свою, казалось бы, проходную роль забитой и бессловесной Еремеевны засл. арт. РК Татьяна Тарская, и роль заиграла.

Хорош учитель – семинарист Кутейкин – арт. Андрей Пасаженников. Не могу не сказать теплых слов о Митрофанушке – арт. Вячеславе Анисове… Ну и, конечно, заслуженный деятель РК Евгений Дубовик. Ему досталась самая прямолинейная, а поэтому трудная роль резонера из резонеров Правдина, но Правдин у Дубовика получился остроумным, ироничным, умным, ненавязчивым, что и требовалось доказать.

Хотелось бы отметить очень удачно подобранную, легкую ироничную музыку, которая просто является действующим лицом спектакля.

Надо сказать, что и режиссер спектакля Алексей Орлов, и художник Владимир Пономарев, и актеры особо не заморачивались, показывая события восемнадцатого века – современность в спектакле «лезет» из всех щелей. Актеры как бы не до конца вживаются в свои персонажи, а несколько отстраненно-иронически поглядывают на них из нашего «далека». Это и правильно, ведь по прошествии более двухсот лет многое осталось таким же, как, увы, и описал наш классик. Человеческая природа неизменна. И «золотой телец» властвует по-прежнему, и молодежь рвется в чиновники и таможенники, потому что там их ждет, на их взгляд, сытая безмятежная жизнь.

Зачастую девушки стремятся «удачно» выйти замуж за олигархов, а юноши – за девушку, у которой папа – большой чиновник, чтобы сделать карьеру…. В школах, бывает, властвуют вральманы и кутейкины, которые учеников учат зубрить вместо часослова тесты, а не воспитывают в них благонравие, как предлагал Стародум… Но мы – оптимисты и верим, что руки опускать нельзя, и добро, ум,порядочность, честность рано или поздно восторжествуют в нашей жизни. Конечно, лучше бы раньше… …Я задала несколько вопросов режиссеру спектакля Алексею Орлову.

– Как настроение, Алексей Алексеевич?

– Отличное! Правда, пришлось часть текста сократить. Длинноват. Как известно, во времена Фонвизина драматургам платили за лист. Чем больше листов, тем больше заплатят. Поэтому они и старались писать много, в пьесах была бездна рассуждений. В те времена было модно, когда в пьесе присутствовала некая философия. Когда часть текста сократили, стало видно, что сама комедия очень динамичная, сюжетная. Убрав воду в рассуждениях, мы оставили в комедии главные мысли. Получилось вполне симпатично.

– Вам было интересно работать над спектаклем?

— Мне всегда любопытно преодолевать сопротивление материала Такой экзамен: что я смогу сделать из этой, казалось бы устаревшей пьесы? Хотя работа с классикой ведь всегда увлекательна. Начинаешь в ней копаться и обязательно открываешь для себя какие-то интересные вещи. И в результате вырастает такой дом.

– Мне нравится ироничная музыка, которую вы подобрали для спектакля. Она создает настроение – кажется, мы, зрители двадцать первого века, смотрим на сцене «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», а на самом деле, всматриваемся внимательно в нашу жизнь… Не живут ли среди нас и сегодня Митрофанушки, Простаковы, Скотинины, Тришки?

– Музыка сборная. Здесь есть Гаврилин, Шнитке, Эннио Морриконе…

– Интересен, на мой взгляд, ваш «ход» с печкой, в которую по ходу действия превращается камин. У меня тут сразу же возникает ассоциация со сказкой, в которой Емеля на печи…

– Говорят же: танцуем от печки, то есть от азов. И когда у Простаковой отбирают дом, разрушаются основы, а в основе дома – всегда печь.

– А как актеры работают? Кто-то удивил вас?

– Мне было очень приятно работать с Григорием Михайловичем Ефимовым в роли Скотинина. Он очень пластичен. Работает с удовольствием. С Ириной Арнаутовой интересно работать. Она такая мощная актриса. На мой взгляд, в роли Простаковой она на месте. Просто попадание в роль! Нравятся учителя Митрофанушки: Андрей Пасаженников, Алексей Новоселов, Артем Иватов, хотя роли эти пока в процессе выстраивания… Приятно работать с Игорем Ермашовым в роли Простакова… Мне кажется, актеры работают с  довольствием.

– Какому зрителю это будет интересно, кто, на ваш взгляд, придет на спектакль?

– Надеюсь, в первую очередь, школьникам будет интересно. Я стараюсь динамично выстраивать сюжет, ребятам некогда будет отвлекаться на что-то постороннее…

… Ну а мне очень хотелось бы, чтобы после просмотренного спектакля дети написали сочинение на тему «Актуальна ли сегодня комедия «Недоросль» и обязательно обсудили ее с учителем в классе…

Подсказывает Интернет

  • Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей – документов, разрешающих вступление в брак.
  • Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
  • Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
  • Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.• «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).

Добавить комментарий