Get Adobe Flash player
Новости
Новости

Новости ТЮЗа им.Н.Сац

Рубрики
Поделиться
Облако тегов
Новости
Новости

Новости Министерства культуры и спорта Казахстана

Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
instagram
instagram
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Рукописи не горят («Вечерний Алматы»)

%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b8-%d0%bd%d0%b5-%d0%b3%d0%be%d1%80%d1%8f%d1%821Как эскизы именитого театрального художника, наконец вышли на сцену

В Театральной библиотеке Санкт-Петербурга хранится коллекция эскизов сценических костюмов. Ее автор – художник, уроженец Питера Всеволод Теляковский. Но создавал он эти рисунки в Алма-Ате.

Потомок дворянского рода, сын последнего директора императорских театров Владимира Теляковского художник попал под волну сталинских репрессий и был выслан в Казахстан.

В нашем городе сценограф оказался к месту. В 1934 году открылся Театр оперы и балета, а после войны начал работу ТЮЗ, созданный Наталией Сац. В двух этих коллективах художник раскрыл свое дарование.

«Квалифицированных исполнителей там никогда не хватало, а во время войны их совсем не было. И Всеволод Владимирович сам строгал, лепил, клеил, сколачивал, прописывал холсты, все сам, сам! Он так управлялся с рубанком и лобзиком, что его мастерству позавидовали бы настоящие столяры», – писал в очерке «Теляковский – театральный художник» Юрий Домбровский, который тесно общался со сценографом.

%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b8-%d0%bd%d0%b5-%d0%b3%d0%be%d1%80%d1%8f%d1%82Однако во время работы художник столкнулся с серьезной проблемой – дефицитом литературы, посвященной сценографии. Он решил исправить эту ситуацию.

«И с 1940-х годов Теляковский начал делать зарисовки театральных костюмов, чтобы потом издать их и сделать учебным пособием. Он ничего не выдумывал, исследовал произведения западноевропейских, русских, казахстанских художников, анализировал их и затем приступал к работе над эскизами», – рассказывает исследователь творчества Теляковского, руководитель центра классического зарубежного искусства ГМИ имени А. Кастеева Галина Сырлыбаева.

В итоге у сценографа собралась весомая коллекция эскизов.

«На каждом листе нарисовано от пяти до восьми персонажей в костюмах, объединенных одной эпохой, одной страной, там представлены и военные костюмы, и наряды различных сословий», – подчеркнула Сырлыбаева.

Так сложились обстоятельства, что коллекция стала «путешественницей», причем перемещалась она всякий раз по одному и тому же маршруту.

«После выхода на пенсию, в 1961 году, Теляковский вернулся в Ленинград. Он забрал рисунки с собой в надежде на то, что опубликует их в Питере. Но художник не успел осуществить задуманное, он скоропостижно скончался через два года. Его первая наследница, сестра жены Мария Николаева вернула работы в Алма-Ату, так как наше Министерство культуры издало приказ о публикации работ», – рассказывает искусствовед.

Подготовкой к изданию занялась соратница Теляковского, алма-атинский художник питерского происхождения Регина Великанова.

«Но по семейным обстоятельствам она не смогла завершить эту работу. В итоге зарисовки пятью бандеролями вернулись назад, в Питер, где они были переданы в Театральную библиотеку. Там и хранятся по сей день», – говорит Сырлыбаева.

В Петербурге десятилетиями работы Теляковского недвижно лежали на библиотечной полке.

«Дело в том, что в Питере о судьбе сына директора императорских театров, который внезапно исчез из города, не было известно ничего. Да и мало кто интересовался его биографией, ведь в Ленинграде до ссылки в Казахстан он не занимал должности главного художника, был рядовым сценографом», – отметила искусствовед.

В Алма-Ате же все обстояло иначе. Он, как профессионал, занимал ведущие позиции в Театре оперы и балета, а затем и в ТЮЗе.

«У нас его имя широко известно в профессиональных кругах, оно связано со становлением и развитием сценографии. Республика его оценила по достоинству, за творческие заслуги Теляковскому было присвоено звание Заслуженный деятель искусства Казахской ССР », – подчеркнула Сырлыбаева.

После того как ГМИ имени Кастеева начал тесное сотрудничество с Театральной библиотекой Петербурга, в России к наследию сценографа стали проявлять повышенное внимание. В частности, была организована лекция, посвященная Теляковскому, которая вызвала большой интерес у экспертов в области живописи и сценографии.Читала ее Галина Сырлыбаева.

Юрий КАШТЕЛЮК

Материал подготовлен совместно 

с ГМИ имени А. Кастеева

http://vecher.kz/how2rest/rukopisi-ne-goryat

Добавить комментарий