Get Adobe Flash player
Рубрики
EXPO 2017
EXPO 2017
Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Мы в фэйсбуке
Мы в фэйсбуке
Мы в youtube
Мы в youtube

Под театральным шаныраком («Казахстанская правда»)

Творческий вечер режиссера Государственного академического русского драматического театра для детей и юношества им. Н. Сац, народного артиста Таджикистана Султана Усманова открыл цикл встреч, посвященный 25-летию установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
«Закат» Бабеля и рассвет ТЮЗа

Как пояснил, открывая вечер, Генеральный консул РФ в Алматы Алексей Демин, запланирован ряд встреч с деятелями науки, культуры, внесшими вклад в развитие независимого Казахстана.

– Надо сохранять добрую память народов наших стран о годах, прожитых вместе, – сказал он.

Представляя героя – Султана Усманова, заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Казахстане Ирина Переверзева сообщила, что в нынешнем году режиссер отмечает сразу три юбилейные даты: 40 лет творческой работы, 30 лет – в режиссуре и 10 лет – в ТЮЗе им. Н. Сац.

Свой первый спектакль в ТЮЗе Султан Усманов поставил в 2007 году. Это был «Закат» по произведениям Исаака Бабеля, который и зрители, и сами тюзовцы назвали «рассветом» своего теат­ра, потому что затем один за другим стали появляться спектакли, которые с неизменным успехом шли, а некоторые и до сих пор идут на алматинской сцене. Совместное творчество таджикского режиссера с коллективом русского теат­ра в Казахстане оказалось необыкновенно плодотворным: за 10 лет более 40 спектаклей!

Юные зрители с восторгом аплодируют героям знаменитых сказок, воплощенных на сцене Султаном Усмановым, – «Конек-Горбунок», «Дюймовочка», «Винни-Пух и все, все, все», «Красавица и Чудовище», «Снежная королева», «Щелкунчик», «Малыш и Карлсон», «Голубая стрела», а зрители постарше постигают жизненную муд­рость на спектаклях «Алые паруса», «Ромео и Джульетта», «Инкогнито из Петербурга», «Недоросль», «Памятник» и многих других.

Кстати сказать, сама встреча Султана Усманова с алматинским ТЮЗом, говоря чеховским языком, это «сюжет для небольшого рассказа».

– Начало нашего сотрудничества можно назвать детективным, – рассказала директор театра Надежда Горобец. – ТЮЗ просто похитил Султана Алимжановича! А было это так. Когда 10 лет назад Султан Усманов приехал в качестве главного режиссера Душанбинского русского драматического театра имени Маяковского на первый Евразийский международный фестиваль в Алматы, нам так понравилась его работа, что мы решили пригласить режиссера поставить спектакль и для нас. Так в нашем репертуаре появился прекрасный «Закат» по Исааку Бабелю. А потом Султан Усманов уехал, и мы снова остались без режиссера. Через какое-то время состоялся очередной Евразийский фестиваль, где нам поручили шефствовать над другим таджикским театром, и мы увидели нашего родного Султана Алимжановича. Мы несказанно обрадовались и предприняли все попытки переманить его в наш театр. К концу фес­тиваля по грустным лицам таджикских актеров было понятно: битву за своего режиссера они проиграли. А мы все эти 10 лет радуемся нашей победе. Благодаря режиссерскому таланту Султана Усма­нова появился «золотой репертуар» ТЮЗа во главе со спектаклем «Красная Шапочка»», который стал визитной карточкой нашего театра. А много лет назад именно этой сказкой Наталия Ильинична Сац открывала Театр юного зрителя в послевоенной Алма-Ате, – рассказала Надежда Горобец.

– Мы не случайно ставим много спектаклей, в основе которых русская и зарубежная классика, – пояснил Султан Усманов. – Дети сейчас, к сожалению, мало читают, и своими постановками мы восполняем этот пробел. Посмот­рев «Ромео и Джульетту», они узнают, что был такой драматург Уильям Шекспир. А сходив на «Инкогнито из Петербурга», узнают, что был Гоголь. Что же касается сказок, то для детского театра – это основной жанр. Они учат доброте, состраданию, учат дружить – вспомните хотя бы «Волк и семеро козлят», «Теремок» или «Буратино». Никого не оставляет равнодушным и прелестная «Золушка», потому что любой мальчик видит себя принцем, а любая девочка – принцессой. Театр объединяет людей, здесь можно вмес­те плакать и вместе смеяться… И если с раннего детства водить детей в ­театр, они к этому привыкают, получая, так сказать, «театральную прививку». Думаю, и став взрослыми, они будут ходить в театр, поэтому, я считаю, государство обязательно должно вкладывать деньги в театральное искусство, чтобы в обществе вырастали люди мыслящие, честные, духовно богатые. А это очень важно.

Штрихи к биографии

Во время встречи зрители задали немало вопросов Султану Усманову. И конечно же, их интересовало, как он пришел к профессии режиссера.

– Все началось со школьного драмкружка, – рассказал он. – Сначала я был зрителем, сидел в зале и думал: а вот тут я бы сделал по-другому. Потом стал ходить в драмкружок, но мечтал не о театре, а о кино. Окончил школу и побежал на киностудию. Год проработал помощником режиссера. Потом поехал поступать во ВГИК на кинорежиссера. Но мой пыл остудили. «Восемнадцатилетних мальчиков не берем, – сказали. – Тебе для начала надо окончить какой-нибудь вуз». Я поступил в Душанбе в театральный институт на актерское отделение. Мне повезло: педагогом у меня был знаменитый Борис Владимирович Бибиков – один из учеников Станиславского. Он раньше работал в ГИТИСе, а последние годы жил в Душанбе и преподавал у нас. Вы только представьте! Этот человек жил в одной квартире с гениальным актером Михаи­лом Чеховым! Учась на актерском факультете, я параллельно работал на киностудии, но потихонечку театр меня перетянул. Поступил в ГИТИС, кино ушло на второй план. Поначалу работал в музыкальном театре, главным режиссером Академического театра оперы и балета имени Садриддина Айни в Душанбе, затем перешел в русский драматический, – рассказал он.

В эти годы Султан Усманов параллельно работал по приглашению в теат­рах Кыргызстана, Узбекистана, Ирана, Азербайджана и Казахстана. Со своими постановками участвовал в 25 международных театральных фестивалях, имеет множество номинаций и призов. В общей сложности им поставлено более ста спектаклей!

Интересно, что в молодости он держал «про запас» еще одну профессию, причем весьма далекую от театра.

– У меня всегда было стремление к хирургии, хотелось спасать людей. Кстати, хирургия близка к театру. И там, и там – лечение. Только у нас духовное, нравственное, а в медицине – физичес­кое, – считает он.

Что же касается Казахстана, и в частности Алматы, то за 10 лет город стал для него уже родным.

– Здесь часть моей души. Здесь другая энергетика, хочется что-то делать… Теперь я уже в Душанбе бываю, как в гостях, – улыбаясь, говорит режиссер.

Поздравляли Султана Усманова воспитанники студенческого театра «Эйдос» из КазНУ им. аль-Фараби, руководит которым Лариса Нода, и ребята из детской театральной студии «Ручей-ручеек» во главе со своим педагогом Надеждой Румянцевой. А в исполнении актеров ТЮЗа зрители увидели «капустник», в котором было много музыки, песен, шуточных обращений к юбиляру.

Эта встреча еще раз продемонстрировала, что искусство действительно не имеет границ, а дружба народов способна творить чудеса.

http://www.kazpravda.kz/fresh/view/pod-teatralnim-shanirakom/