Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Поднять занавес («Литер»)

Мира Мустафина
Спектакль – коллективное творчество
В нем задействованы не только драматург, режиссер, художник-постановщик и актеры. Но еще и рабочие сцены, гримеры, костюмеры, осветители, звукорежиссеры и работники бутафорского цеха. Зритель, придя в театр на спектакль, может и не обратить внимания на их работу. А в это время актерам будут дарить цветы и не жалея ладоней аплодировать. Фамилию режиссера запомнят. Фамилии актеров знают. А вот труженики театрально-постановочных цехов остаются за кулисами, в тени…
Без любви невозможно ничего
Чтобы сшить эксклюзивную коллекцию из восемнадцати костюмов к сказке «Звездный мальчик», Государственному академическому русскому театру им. Н. Сац понадобилось всего лишь 1,5 месяца. И если учесть, что в пошивочном цехе трудятся всего два модельера театральных костюмов – Людмила Невзорова и Вера Орлова, – героический труд. Не стоит думать, что костюм, например, Зайца или Волка на все спектакли один. Здесь шьют костюмы для каждого нового спектакля и на каждый персонаж. И также не стоит думать, что обычные портные в ателье справились бы. У режиссеров, театральных художников и художников по костюмам всегда была богатая фантазия, а воплотить ее могут только профессионалы и такие же творческие личности. И без любви здесь не обойтись.

Текучки в пошивочном цехе несмотря на гигантский объем работы, нет, женщины работают здесь давно. Вера Ивановна – ветеран театра. В пошивочном цехе трудится двадцать один год. Чуть меньше, точнее семнадцать лет, здесь работает и Людмила Невзорова.
Из театральных костюмов, которые они сшили, вполне можно создать персональную выставку, которая поразит масштабом. Только для спектакля «Звездный мальчик» было сшито 18 костюмов, а к постановке «Ромео и Джульетта», где была занята практически вся труппа, создавались исторические костюмы.

В пошивочном цехе берутся за подготовку нового спектакля одними из первых в театре, иногда даже раньше, чем начинаются репетиции. Кстати, и распределение ролей им известно заранее. Правда, разглашать тайну права не имеют. А после того, как костюм готов, модельеры театральных костюмов называют его в честь артиста, который будет выходить в нем на сцену.
Людмила Невзорова и Вера Орлова не просто модельеры театральных костюмов, это настоящие соавторы художника-постановщика и художника по костюмам. Костюмы к детским спектаклям, тем более сказкам, невозможно создавать по шаблону и без души. Тем более что для детских спектаклей часто нужны фантазийные ткани – с пайетками, блестящие, яркие, именно такие хороши для сказок. На «исторические» платья на кринолине, с длинными юбками ткани уходит не меньше семи метров. Все это они создают по эскизам художника по костюмам Гульшат Омаровой.

Выпускница Алматинского колледжа сервиса выучилась на специальность модельера-конструктора. После окончания колледжа поступила в Казахскую национальную академию искусств им Т. Жургенова. Там уже училась по специальности «Сценография театрального костюма, кино и телевидения». На пятом курсе академии пришла работать в театр и совместно с Индирой Ибрашевой сделала дипломный проект по спектаклю «Пять жен Ходжи Насреддина», после чего осталась здесь.
Так и работают художник по костюмам с модельерами театра в пошивочном цехе, где до премьеры у актеров бывает несколько примерок. Сколько их будет – зависит от сложности костюма. Например, для спектакля «Звездный мальчик» шили костюм злого колдуна. С ним хлопот было много, сколько раз приходилось его примерять! Колдуна играет актер Максат Сахиулы. Его персонаж очень энергичный и деятельный на сцене, поэтому важно, чтобы яркие детали его костюма не мешали во время спектакля, не оторвались.

Все наряды к спектаклям уникальны, повторить их невозможно, именно по этой причине театр не сдает их в аренду – это как произведение искусства. Костюм в театре – это выразительное средство, своеобразный язык. Создание исторического костюма к тому же – большая ответственность. И, кстати, именно здесь шьют замечательные фраки.
Год за годом Людмила Невзорова и Вера Орлова создают театральное волшебство своими руками, может быть, поэтому здешние актеры называют их «наши волшебницы». Бывало, что режиссеры им кланялись до пола, а еще передают пироги собственного приготовления, как однажды это сделала благодарная бабушка юного зрителя. Но главное для скромных тружениц пошивочного цеха, равно как и для драматургов, режиссеров, художников-постановщиков и актеров – зрительские аплодисменты.

Мира МУСТАФИНА, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы

https://liter.kz/ru/articles/show/30837-podnyat_zanaves

***

Пока корреспондент «Литера» Мира  Мустафина  готовила свой материал, я, радуясь, что попала в кабинет к нашим замечательным швейникам, тоже сделала несколько фото. Кстати, разговорившись с Верой Ивановной, я узнала, что она закончила в Алматы техникум легкой промышленности (сейчас — колледж сервиса), а в то время политэкономию в техникуме (был такой предмет) преподавала моя мама — участник войны Раиса Николаевна Котова. Еще раз убеждаюсь, как тесен мир.

Людмила Мананникова.

 

Добавить комментарий