Get Adobe Flash player
Новости
Новости

Новости ТЮЗа им.Н.Сац

Рубрики
Поделиться
Новости
Новости

Новости Министерства культуры и спорта Казахстана

Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Первая Дездемона Казахстана отмечает свое 100-летие

В воскресенье, 5 марта, в Казахском государственном академическом театре имени М. Ауэзова состоялось торжественное мероприятие, посвященное столетнему юбилею Айши Абдуллиной — известной актрисы, певицы, заслуженной артистки Казахской ССР и Казахстана, а также созданию нового общественного объединения — Ассоциации театров Казахстана.

Поздравили  знаменитую актрису и актеры нашего театра. Мария Коваленко, Александр Красников, Евгений Дубовик, Никита Коньшин и другие актеры прочитали со сцены стихи, посвященные актрисе, станцевали русский народный танец в ее честь. 
Решение о создании нового профессионального союза было принято осенью 2016 года руководителями ведущих театральных коллективов страны. Президентом Ассоциации был избран Асанали Ашимов, художественный руководитель Казахского государственного академического театра имени М. Ауэзова. Целью новой организации станет координация усилий и взаимопомощь между казахстанскими театрами, дальнейшее развитие театрального искусства и вывод его на качественно новую ступень, продвижение казахстанской театральной культуры на международном уровне. В рамках торжественного события учредители и основатели Ассоциации театров Казахстана смогли встретиться и обсудить дальнейшие шаги и планы организации.

Абдуллина Айша родилась в 1916 году в Алматы. С 1958 года — народная артистка Казахстана (заслуженная артистка КазССР с 1949г). С самого детства Айша росла в семье, любившей искусство. Отец Токебай любил петь, был неплохим куйши. А дедушка с материнской стороны — Абдулла был палуаном. Рано лишившись материнской любви, она воспитывалась у дедушки с бабушкой, которые ни на минуту не оставляли ее одну. И если не они, так отец Токебай постоянно брали с собой на разные свадьбы, тои, ярмарки. Все это повлияло на то, что она в совершенстве овладела казахским, узбекским и киргизскими языками. В их дом на улицу Фонтанная (ныне проспект Абылай хана) приходило много гостей и, в основном, это были люди, любившие искусство. Ее первые шаги в искусство начались со школьных драматических кружков. После окончания средней школы ее дядя Пирмухамед решил обучать ее игре на пианино, и скрипке и привел ее в здание Казахского драматического театра. Впервые она вблизи видела великих людей, о которых столько слышала. Ее экзаменаторами были — режиссер театра Михаил Григорьевич Насонов, директор театра Беков, Мухтар Ауэзов, Елубай Умурзаков, которые заметив природное дарование девочки, тут же приняли ее в студию при театре.
После окончания студии при Казахском театре драмы в 1935-47 годах Айша Абдуллина работала в труппе названного театра. Начала свою творческую деятельность вместе с Хадишой Буке-евой, Атайбеком Жолумбетовым, Кульзипой Сыздыковой. Здесь же ее первыми ролями стали Енлик в «Енлик — Кебек» и Алтыншаш в «Белой березе» М.Ауэзова, Марзия в «Ахан сере — Актокты» Г.Мусрепова, Панова в «Любовь Яровая» К.А.Тренева, Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, Дездемона в «Отелло» У.Шекспира. В 1940 году она вместе с Шакеном Аймановым была награждена медалью «За труд». Молодая актриса своей красивой внешностью и талантливой игрой сразу покорила сердца столичных зрителей.

Выступают актеры ТЮЗа им. Н.Сац.

Прекрасным партнером Капана Бадырова в спектакле «Отелло» академического театра была Айша Абдуллина, в репертуаре которой Дездемона — один из лучших образов. Она много работала над этой ролью, читала воспоминания В.Комиссаржевской. Артистка особенно подчеркивала лирические черты образа. Трогательно и заботливо относится Дездемона к Отелло, смотрит на него глазами, полными любви и нежности. «Мне иногда до слез жалко Отел-ло, — признавалась потом Айша, — когда я вижу, как он страдает».
В спектакле «Жолдастар» по пьесе Альжапара Абишева Айша Абдуллина сыграла роль молодого геолога Раушан, которая открыла богатые залежи ценного металла. Проникновенно и трогательно сыграла некоторые сцены спектакля Айша Абдуллина — Раушан. Она передала любовь к мужу, страдания при известии о его мнимой измене. Когда Раушан появлялась на сцене ослепшей, зритель действительно верил артистке. Она хочет подойти к роялю, но те-ряет направление, идет в сторону, натыкается на стул. Со слезами искренней радости проводила Абдуллина последнюю сцену, встречи с мужем после возвращения из Москвы.
В годы Великой Отечественной войны она была в составе фронтовой концертной бригады (1944). Вместе с Ныгметом Баймуханбетовым, Огизбаем Саковым и другими деятелями искусства Айша Абдуллина показывала свое искусство на Втором Беларусском фронте, где пела песни на казахском, русском, киргизском, узбекском, татарском языках и снискала себе уважение и любовь солдат. После войны в 1947 году Айша Абдуллина перешла в труппу Чимкентского областного казахского драматического театра, где создала яркие, правдивые сценические образы. Среди них: Дамели в «Ахан сере — Актокты» Г.Мусрепова, Сауле «Дружба и любовь» А.Абишева, Анар в «Цвети, степь!» и Майра в «Майре» А.Тажибаева, Кыз Жибек в одноименной музыкальной драме Е.Г.Брусиловского и ГМусрепова, Айман в «Айман — Шолпан» М.Ауэзова, Гульчахра в «Аршин мал алан» У.А.Гаджибекова.
В 1952 году театр обращается к жизни и творчеству замечательной казахской народной поэтессы, певицы и композитора Майры Уалиевой спектаклем А.Тажибаева «Майра». Спектакль ставил приглашенный из Алматы К.Байсеитов. Майра Абдуллиной хорошо пела, была органична и искренна. Опытная и талантливая актриса сыграла эту роль правдиво и убедительно. Роль Майры на долгие годы закрепилась в репертуаре актрисы.
В начале своей творческой карьеры актриса играла роли мо-лодых девушек, сердца которых полны любви и силы бороться за свою любовь, за свою идею. А с 1960 годов она перешла на роли матерей, которые полны заботы, нежности и ласки. Это — Улжан в «Абай — Айгерим» Б.Римовой, Зейнеп в «Чокан Валиханове» С.Муканова, Арша в «Великом перевале» К.Бекхожина, Фармон в «Бунте невесток» С.Ахмада, Галчихав «Без вины виноватые» А.Н.Островского, Макпал в «Козы Корпеш — Баян сулу» и Дамели в «Ахан сере — Актокты» Г.Мусрепова и другие.
Играя Галчихув «Без вины виноватые», актриса поражала пре-дельной выразительностью своей игры, огромной внутренней наполненностью. В зрительской памяти запечатлевалась каждая интонация ее голоса и каждый жест, невозможно было забыть ни одной детали ее исполнения: креста, которым она осеняла свою иссохшую грудь, выразительных и натруженных рук с негнущи-мися окостеневшими пальцами, вдруг проступившего сострадания в отупевшем и бессмысленном взгляде выцветших глаз.
Айша Абдуллина справила свой вековой юбилей. Но, не смотря на свой преклонный возраст она до сих пор ходит в свой любимый театр, общается уже с новым поколением актеров, всегда в курсе событий последних театральных новостей. Айша апа оставила неизгладимый след в истории казахского театра как острохарактерная актриса.
Награждена орденом «Знак Почета».

Добавить комментарий