Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Ноябрьские сюрпризы (Журнал «Открытая школа»)

Уже несколько лет  подряд  Государственный  академический  русский  театр для детей и юношества  им. Н. Сац  сотрудничает с Генеральным консульством Российской Федерации в Алматы. Ежегодно ко  Дню народного единства в России, который, как известно, отмечается 4 ноября,   театр готовит интересные  спектакли.  Я попросила директора театра, заслуженного деятеля РК  Надежду Григорьевну Горобец сказать несколько слов о проекте.

— Это не постановка спектакля по готовой пьесе, это очень большая и кропотливая работа, которая ведется целый год, – рассказала она. –  Пишется сценарий, режиссер ищет оригинальное творческое решение для того, чтобы выполнить главную задачу: в театральных образах выразить идею спектакля, а идея каждый год совершенно новая. В этом году спектакль  был посвящен 25-летию дружбы Независимого Казахстана и России, в прошлом году был очень интересный проект, посвященный 1000-летию города Алматы.

Эти темы информативно очень объемные, и вот из этого объема нужно выбрать главное, интересное и сделать театральный спектакль. Это не просто, но, тем не менее, эти проекты удаются.

Такие проекты побуждают нашу молодежь, людей старшего возраста вспоминать нашу историю, перечитывать забытые вещи. И это очень важно, потому что без своей истории, без понимания, с чего все начиналось, сложно жить в сегодняшнее время. Мы все же частичка и прошлого, и настоящего, и будущего.

И у нас есть режиссер Владимир Викторович Крылов, готовый к такой работе – здесь нам тоже повезло. Он давно работает в театре, делает великолепные спектакли, у него есть уже свой определенный опыт… Неожиданные ходы, интересная  форма представления материала, и это всегда театрально, интересно, образно и  в то же время содержательно. Владимир Викторович умеет найти золотую  середину и сделать очень интересный спектакль, который всегда получает очень хорошие отзывы.

А вот что говорит  о спектаклях Владимира Викторовича  человек, с которого, собственно,  и началась работа над проектом – консул Российской Федерации в  Алматы Ирина Владимирова Переверзева.

Я часто думаю о том, как же повезло алматинским детям и их родителям, в жизни которых был, есть и будет ТЮЗ. Как приятно видеть целые «тюзовские династии», когда бабушки и дедушки приводят внуков и рассказывают им, что их прабабушки и прадедушки тоже ходили в детский театр. Безусловно, это было другое здание, другой репертуар, но главное, что сохранилось сквозь года, общественные и даже государственные перемены – трепетное и в то же время удивительно уважительное отношение к маленьким зрителям, их интересам, судьбам и чаяниям.

Каждый год в ноябре любимый театр радует нас удивительными постановками, посвящёнными событиям нашей общей истории. Мы имели удовольствие смотреть спектакли, посвящённые 200-летию Отечественной войны 1812-го  года, 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 300-летию восстановления Российской государственности, 70-летию создания ТЮЗа. Каждый из этих спектаклей уникален и интересен как своим содержанием, так и режиссурой,  мастерством занятых в нём актёров.

Особенно хотелось бы отметить вдохновенную игру Евгения Дубовика, Татьяны Костюченко, Кристины Золочевской, Марии Коваленко, многих  других артистов.  Безусловно, их дарования смогли раскрыться благодаря прекрасной работе режиссёра Владимира Крылова, бессменного создателя «ноябрьских сюрпризов», как зрители уже давно окрестили эти удивительные спектакли, никого не оставившие равнодушными. Положа руку на сердце, следует отметить, что вокруг многих трактовок возникали яростные зрительские споры, но разве одно из предназначений театра не в том, чтобы будить мысли и сомнения, вдохновлять и не оставлять равнодушным?

О ТЮЗе можно говорить долго, но лучше, на мой взгляд, сказать ёмко, перефразировав слова великого классика. Помнится, он говорил: идите в театр! А мне хочется сказать: ведите детей в ТЮЗ и идите вместе с ними сами! 

Особо хочу рассказать о спектакле 2017-го  года «Курт – драгоценный камень». Он посвящен 25-летию дружбы России и независимого Казахстана,  и его премьера, как всегда, состоялась в ноябре. Честно признаюсь, я писала сценарий для этого спектакля, и поэтому  уже могу кое-что о нем рассказать. Все лето  я искала интересные материалы, связанные с дружбой наших двух стран. Понятно, это и пребывание Александра Пушкина в  Уральске – именно здесь он нашел материалы к своей знаменитой «Капитанской дочке», и жизнь Федора Михайловича Достоевского в Семипалатинске,  его дружба с Чоканом Валихановым… «Я в вас влюблен», – писал Достоевский  Чокану Валиханову. С интересом я обнаружила, что жизнь знаменитого сказочника Павла Бажова, автора «Малахитовой шкатулки» и других уральских сказов  тесно связана  с  Восточным  Казахстаном… Ну и, конечно, Великая Отечественная война, Целина, Байконур  – все это наша общая с Россией история.

Кстати, вопросы на засыпку: какое отношение имеет автор «Волшебника Изумрудного города» о приключениях маленькой девочки Элли  Александр Волков  к  Казахстану? Или  – какие отношения связывали нашу знаменитую певицу Бибигуль Тулегенову и не менее знаменитую  российскую писательницу Галину Серебрякову?

Перед началом просмотра к собравшимся обратились консул Генерального консульства Ирина Переверзева и режиссёр-постановщик спектакля Владимир Крылов.

Они рассказали зрителям об истории создания спектакля.

Молодым жителям Алма-Аты было интересно узнать много нового из истории дружбы народов России и Казахстана. Перед ними чредою прошли герои разных эпох, звучали песни советских и русских классиков и стихи современных поэтов Казахстана, среди которых такие как Бахытжан Канапьянов и Олжас Сулейменов. Не были забыты страницы совместного героического прошлого: военные годы, помощь эвакуированным и репрессированным, освоение целинных и залежных земель, строительство Байконура.

В главных ролях заняты Александр Красников, Мирболат Берниязов, Галым Тобжанов, Максат Сахиулы, Александр Шитов, Андрей Пасаженников, Ирина Шитова, Мария Коваленко, Татьяна Костюченков, Ольга Бобрик. Музыкальное оформление Владимира Тарасова, танцы поставила Ирина Арнаутова, художником-постановщиком выступил Владимир Пономарёв.

По окончании действия зрители задавали многочисленные вопросы творческому коллективу. Их интересовали самые разные моменты: от творческого видения тех или иных исторических событий до причин выбора именно этих исторических героев.

Я попросила сказать несколько слов режиссера спектакля Владимира Крылова.

— Сюжет спектакля следующий, – рассказал он. – Некая группа людей готовится к празднику, посвященному дружбе народов России и Казахстана. Репетиции проходят спонтанно, происходят некоторые недоразумения. Ведущими представления решено сделать Иванушку и Алдара Косе – их исполнят рабочие одного завода. (Наши артисты Александр Красников и Мирболат Берниязов.) Вообще, в своем спектакле я хотел рассказать не столько о дружбе между двумя странами, сколько о дружбе между людьми, которая преодолевает все препятствия. Она нерушима. Такую дружбу мы и постарались показать в нашем спектакле.

На премьеру был приглашен Заслуженный деятель РК Бахытжан Канапьянов . Я попросила  Бахытжана Мусахановича рассказать о впечатлениях от спектакля.

— Бахытжан, и каково это поэту – слушать свои стихи в исполнении актеров?

— Давно замечено, что каждый поэт по-своему читает свои стихи. Стихи у поэта звучат только в подвластном ему интонационном ключе. Но когда я услышал свои стихи в исполнении профессионалов, актеров театра, у меня возникло чувство сопереживания к своим же стихам. Ведь их исполняли мастера сцены. Причем некоторые стихи были написаны по одному случаю, а звучали они совершенно по-другому. Тем не менее, в зале возникало такое необыкновенное пространство, такая аура сопереживания, что я, поэт, становился просто одним из зрителей, сидящих в первом ряду театра.

— Да, ваше  стихотворение «Примите нашу помощь» было написано после поездки в Чернобыль сразу после аварии на атомной станции, а как актуально звучит оно сегодня. Это касается и России, и Казахстана, дружбе которых был посвящен спектакль.

В стране,
Где жить не тесно,
Где всех друзей не вспомнишь,
Звучит открытым текстом –
Примите нашу помощь!

— Как вам название спектакля – «Курт – драгоценный камень»?

— Многим зрителям, наверное, известно, что в основу названия и одного из сюжетов спектакля положен исторический факт, уже давно ставший таким библейским мифом. О том, как местные казахские ребятишки подкармливали узниц Акмолинского лагеря жен изменников родины куртом. Но как это прозвучало в трактовке режиссера Владимира Крылова! Я подумал, что мы живем уже в 21-м веке, а память об этом случае в сердцах людей живет. Она неистребима. И вот эта мысль в конце спектакля переходит в такое национальное шашу – это тоже замечательная находка режиссера. Хочу отметить, что в спектакле звучат не только стихи одного поэта, там есть такая, можно сказать, звучащая антология – произведения позапрошлого, прошлого столетия, переходящие в 21-й век. Все это подано с искрометным юмором, свежо, оригинально. Зал по достоинству бурно аплодировал этому спектаклю.

— В спектакле  прозвучало стихотворение, которое вы посвятили своей няне – Евдокии Михайловне Исаковой.

— Оно прозвучало пронзительно-проникновенно. Я его слушал со слезами на глазах. Это мое биографическое наследие, которым я очень дорожу. В новом ракурсе было прочитано мое стихотворение, посвященное Чингизу Айтматову «Земная баллада о космосе». «Где эта станция? Где эта станция?.. Там. Как зовется она? «Тюре-Там» – говоришь? «Тюре-там».

— Еще всем очень понравилось ваше стихотворение о чабане, который с лукавинкой принимает гостей…

— Это все жизнь. Но хочу отметить: все это было бы чисто поэтической композицией, если бы в сценарий не была добавлена еще мемуарная часть – о людях той эпохи, родом из которой все мы. Рассказ о моей героине, Герое Великой Отечественной Алтыншаш Нургажиновой. Целинная биография Героя Социалистического Труда Веры Васильевны Сидоровой… Она тоже присутствовала в зале во время этого спектакля. В этой целинной сцене – и преемственность, и взгляд в будущее, и наше настоящее. Я желаю вашему театру новых замечательных спектаклей. Зовите на премьеры.
— Обязательно!
Л.Б. МАНАННИКОВА, зав. литературно-драматической частью Государственного  академического русского  театра для детей и юношества  им. Н. Сац, г. Алматы

декабрь 2017 г.