Get Adobe Flash player
Новости
Новости

Новости ТЮЗа им.Н.Сац

Рубрики
Поделиться
Новости
Новости

Новости Министерства культуры и спорта Казахстана

Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Отдыхать некогда. И так было всегда.

Моя собеседница – актриса ТЮЗа им. Н.Сац, мастер сцены, ветеран сцены Любовь Ивановна Бойченко. И признаюсь — любимая актриса моего детства и юности. В нашем театре актриса работает с 1962-го года.

Говорим мы с Любовью Ивановной  о недавно прошедшем празднике Победы, о приближающемся юбилее – столетии комсомола.

Любовь Ивановна Бойченко.  «Не расстанусь с комсомолом. Буду вечно молодым…»  Первая строчка понятна. Это точно про меня. Вторая – надо подумать… В душе мне ведь 20, не  больше. Все куда-то несусь, бегу… Кому-то нужна помощь, кого-то – навестить в больнице, с третьим – просто поговорить. Отдыхать некогда. И так было всегда.

…Помню дни войны… Мы жили в Иркутске. Мне было лет пять. У нас такая тарелка была, висела на стеночке. Передается сообщение ТАСС. А я — маленькая, мамы дома нет. Реву. Решаю, что маму мою забрали на фронт.

— А где работала ваша мама?

—  Мама работала нянечкой в роддоме, всегда всем помогала. Говорила мне: «Иди соседям отнеси луковицу, морковочку». Или «Посиди с малышом». Или: «Сходи к колонке, принеси соседям воды». Так и оказалось это слово у меня на первом месте: все надо, надо, надо…

И еще я помню День Победы. Иркутск, 9 мая, солнечный день. Все было потрясающе. Я ночевала у тети, потому что мама уехала за картошкой. Взрослые собрались отметить окончание войны.

Мне туда не хотелось идти, потому что там собирались взрослые, врачи – тетя у меня врач была, но я пошла. Все друг друга поздравляли, кричали «Ура!». Все было необыкновенно.

…А в садике дали завтрак. Как сейчас помню: стакан холодной воды, кусок черного хлеба и много кусочков сахара. И счастье это было необыкновенное.

— Любовь Ивановна, а вы помните, как вы вступали в комсомол?  Я помню, как ухитрилась вступить в комсомол в апреле – мне было только 13 лет, а 14 исполнялось в мае. Но меня приняли!

— У меня было примерно то же самое. Мы всегда очень торопились, хотели стать комсомольцами.  Помню, все вступают в комсомол, а меня не принимают. — Учишься хорошо? Устав знаешь? — Я — председатель совета отряда – две полоски на рукаве. — Тебе сколько лет? – спрашивают. — 13. — А в комсомол мы принимаем с 14! Вот начнется учебный год, тогда  и приходи!  — Я очень хочу в комсомол!  «Мне четырнадцать будет скоро, говорю  – через два месяца!» — Вот тогда и приходи!

В общем, я пришла в июле месяце и меня приняли в комсомол. И первого сентября  в школу я пришла уже комсомолкой!

Шура Бадейкин. «Красный галстук».

— А как вы попали в театр, Любовь Ивановна?

—  В школе я занималась в драмкружке. Обожала театр. И вот после школы меня приглашают работать в театр, в  Иркутский ТЮЗ. Я – артистка!  В театре меня  избирают секретарем комсомольской организации. Шел  1956-й год.  Я играю в пьесе Сергея Михалкова «Красный галстук» Шуру Бадейкина. У меня дух захватывает. «Красный галстук», Сергей  Михалков – это что-то такое необыкновенное! Еще в то время все взахлеб читали роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». И я тоже читала. Не отрываясь. Обливалась слезами. Переживала гибель молодогвардейцев. Думала про себя: «А я бы так смогла?»

И вот мы ставим спектакль «Молодая гвардия». Я играю  Радика Юркина!  Какое это было счастье!  А мой муж – Гавриил Бойченко – играет Сергея Тюленина. Он рассказывал, что когда-то в Ставропольском театре – за два года до этого – он тоже играл Радика Юркина.  Советует мне,  как можно эту роль сыграть, что сделать интересного.

Помните, как Радика Юркина принимали в комсомол?

Прием Радика Юркина в комсомол. Из книги «Молодая гвардия».

— Кто за то, чтобы принять в члены комсомола товарища Радика Юркина? — с широкой улыбкой спросил Олег и сам поднял руку.

   Все подняли руки.

   — Единогласно,- сказал Олег и встал.- Подойди сюда. ..

   Радик слегка побледнел и подошел к столу меж раздвинувшимися, чтобы дать ему место, и серьезно смотревшими на него Туркеничем и Улей Громовой.

   — Радик! — торжественно сказал Олег.- По поручению штаба вручаю тебе временный комсомольский билет. Храни его, как собственную честь.    (А. Фадеев. Молодая гвардия, ч. II, гл. 47)

— Следующий спектакль, который мы ставили, был «Продолжение легенды». Там комсомольцы строят ГЭС. И все молодые артисты-комсомольцы играют комсомольцев –строителей. Мы часто бывали  на гастролях с этим спектаклем. Его принимали просто необыкновенно. Мы были, например, на гастролях в Чите.  После спектакля – бесконечные овации, крики «Браво!» Мы все были счастливы и  довольны.

Помню, приближалось сорокалетие комсомола. Шел 1958-й год. Мы ставим пьесу Михаила yШатрова «Именем революции». Ответственнейшая  работа!  Там действующие лица – Ленин и Дзержинский. Репетируем каждый день по три часа. Остаемся после окончания текущего спектакля, в 10-11 вечера – тогда спектакли шли долго, репетируем ленинские сцены. Вместе с нами сам директор театра Николай Тимофеевич. Смотрит, что-то предлагает.

Доживаем до сдачи. Премьера! Три ура! Пресса отличная, авации зрителей. Иркутскому ТЮЗу работа удалась!

Работая в Иркутске мы ездили с гастролями по леспромхозам.

— А когда вы оказались в Алма-Ате, Любовь Ивановна?

— В 1962 году.

— У нас вы тоже работали в комсомольских спектаклях?

— Да, конечно. Я хорошо помню спектакль «А зори здесь тихие», например. Я в нем играла Риту Овсянину. Она — комсомолка. У нее муж. Маленький ребенок. Но Рита  не может сидеть дома! Она обязательно должна отправиться на фронт. Защитить  своего ребенка! Свою Родину! Потому что она — комсомолка.

В нашем ТЮЗе я вновь встретилась со спектаклем «Молодая гвардия», который ставил Рубен Суренович Андриасян. Только теперь я – Елена Кошевая – мама Олега Кошевого.

— У вас есть комсомольские награды, Любовь Ивановна?

— Да. Почетная грамота ЦК ВЛКСМ. Вот она.  «Центральный комитет ВЛКСМ награждает Бойченко Любовь Ивановну за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи и в связи с 50-летием советского театра для детей». Еще: «Новикова  (это моя фамилия) Любовь Ивановна награждается грамотой за активное участие в культурно-шефской работе среди личного состава  Забайкальского военного округа». И еще: «Советский райком ЛКСМ награждает Бойченко Любовь Ивановну за активное участие во внеплановом комсомольско-молодежном спектакле «В списках не значился».

— Вы долгое время вели в школе № 90  «Уроки театра», ставили разные спектакли и проводили всякие утренники.

– Да, я вела уроки, которые так и назывались – «Театр», учила детей читать стихи, думать, просто разговаривать… На праздники мы обычно устраивали представления, ставили спектакли. Один раз поставили сценку, посвященную Бауржану Момышулы, в которой с удовольствием участвовали не только ребята, но и учителя школы.

Традиционно мои ребята принимали участие в мероприятиях детской библиотеки имени С. Бегалина, зоопарка. В конце года у нас проходил торжественный отчетный концерт, во время которого ребята показывали, чему они научились за год. На него обязательно приходили родители наших учеников, гордились открывшимися талантами своих детей.

– А как вы вообще попали в школу?

– Как-то давным-давно мне позвонили из одного профессионально-технического училища и сказали: «Дети видели спектакль с вашим участием и просят помочь им поставить спектакль». Я растерялась: «У нас много актеров, которые работают со школьниками. Я могу вам их порекомендовать». «Нет. – ответили мне.-  Мы хотим именно вас». Вот таким образом я по сути дела приобрела вторую профессию: учитель театра.

Любовь Ивановна показала мне стихотворение, которое написали ребята:

Все школьные спектакли,

без сомненья,

На бис проходят – их создали Вы.

Так пусть поклонники

в порыве восхищенья

Вам дарят самые

прекрасные цветы!

— Что ж, мне остается только еще перечислить еще спектакли на комсомольско-молодежную тематику, в которых была занята Любовь Ивановна.

К.Симонов «Парень из нашего города» – Женя;

Ю.Принцев «Девятая симфония»;

И.Кычаков «Сквозь грозы» – Глафира;

А.Арбузов «Город на заре» – Наташа;

В.Гусев «Человек с белой гвоздикой» – Деспо;

А.Фадеев «Молодая гвардия» – Елена Николаевна Кошевая;

Б.Васильев «В списках не значится» – Мама;

А.Тарази «Алия» – Мать;

Ю.Поляков «ЧП районного масштаба» – Мать Шумилина;

По мотивам повести А. Гайдара «Тимур и его команда»  «Команда Т» — Молочница.

— Спасибо за интервью, Любовь Ивановна!  Успехов вам!

Людмила Мананникова.

P.S.

— У меня сохранилась заметка об этом спектакле, написанная в далеком  1975-м  году в газете «Ленинская смена» — я только-только начинала работать в газете.

«В этом году казахстанскому Театру юного зрителя исполняется 30 лет. Каждый день открываются его двери, и входят в это здание в центре города девчонки и мальчишки, чтобы научиться доброте и верности, мужеству и, справедливости.

И вот сейчас, накануне такого дорогого для нас праздника, тридцатилетия Победы советского народа, в ТЮЗе премьера — спекттакль «Молодая гвардия» по пьесе замечательного детского писателя А. Г. Алексина.

Мы многое знаем о героях Краснодона. Мы читали роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия», но хочется узнать еще больше, поэтому мы ждем каждой новой встречи с молодогвардейцами

Какими были они — комсомольцы сороковых годов! Почему су-мели выстоять перед врагом! Откуда взяли силы! На эти вопросы отвечает спектакль ТЮЗа. Нам очень важно знать об этом сегодня.

Весь спектакль звучат песни, которые исполняет артистка Т. Бан- ченко, Песни о чистом небе, о мечте, о первом в жизни бое. Музыку к ним написал композитор О. Фельцман, стихи  — поэт Р.Рождественский. Песни в спектакле —  эстафета, которую передают молодогвардейцы нам, живущим в 1975 году.

В этом спектакле актеры не играют ролей. Они с любовью и гор-достью вспоминают о молодогвардейцах. Ю. Герасимов — о серьезном, чувствующем свою огромную ответственность руково-дителе организации Олеге Кошевом. К. Ушакова — о мечтательной, но стойкой Ульяне Громовой. В. Крымская — о веселой Любке Шевцовой. Они были разными, эти герои, но их объединяло одно: они любили  свою Родину и не могли спокойно смотреть, как топчут ее землю ненавистные фашистские сапоги. Роль мамы Олега Кошевого  замечательно исполняет Л. Бойченко.

Роль фельдкоменданта Клера, допрашивающего молодогвар-дейцев, приходится играть артисту Г. Бойченко. Фашист может по-казаться даже добреньким. Он говорит  о том, что каждого дома ждет мать. Что стоит им только стать благоразумными (мы-то знаем: это значит предать друзей), и они будут жить, наслаждаться природой, любить, читать стихи. Но разве фашист может понять комсомольца!

Фельдкомендант удивляется: «Вы поджигаете штаб, взрываете грузовики с оружием — это ясно. Этим вы наносите вред Германии. Но зачем вы, рискуя жизнью, вывешиваете над городом красные флаги?» Как же объяснить ему,  что красный флаг над Краснодоном—символ непобежденной советской власти! Что каждый житель, увидев его, поверит в то, что победа близка, а город только виду кажется покоренным. Офицеру никогда не понять и значение комсомольского билета (кусочка картона, как он говорит), вшитого в подкладку пальто. Зачем, рискуя жизнью, держать этот билет при себе! Офицеру не по-нять, почему тринадцатилетний Радик Юркин вступил во время войны в комсомол, а тысячи бойцов на фронте — в партию. Офицеру не понять советских людей.

Ведет Клер допрос. Но отчего все неуверенней и рассерженней звучит голос фашиста? Отчего все больше силы и уверенности а победу Советской страны слышится в голосах ребят! Может быть, от того, что обвиняемые здесь, в тюрьме, не Олег и его друзья, а этот самый фашист! А молодогвардейцы — победители! Да. Победители именно они. Об этом говорит зрителям театр. Сила — молодогвардейцев — в вере в свой народ, в свою Правду. И немецкий офицер чувствует это. Вот почему его тихий, вкрадчивый, такой «задушевный» голос переходит в крик. Он не может убедить комсомольцев, бессилен заставить их говорить. Он способен их только уничтожить — расстрелять, повесить, бросить в шахту.

Организация «Молодая гвардия» погибает. Но Молодая  Гвардия, пришедшая на смену старой, сражавшейся за революцию, — наша Советская Армия, партизанские отряды, подпольщики — становятся все многочисленней и сильнее.

Более тридцати лет прошло со дня  гибели молодогвардейцев. Тридцать лет наша родная земля свободна. Театр еще раз говорит нам: помните о тех, кто погиб за нас.

Мы  помним о них. Мы не можем забыть о них.

«ЛС», май 1975 г.