Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
EXPO 2017
EXPO 2017
Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Надежда Ливина: «Мы рисуем на сцене светом…»

 

«Отзвенел третий звонок… Зрители заняли свои места, и, прошелестев программками, затихли. Сейчас раздвинется занавес, и мы впервые встретимся с героями спектакля. И вдруг… пошел снег. Крупный, легкий, он скрыл за собой занавес. И вот уже занавес раздвинулся, в глубине сцены возникла декорация, а снег все идет, идет… И зрительный зал дружно аплодирует этому поэтическому образу, не только раскрывающему обстоятельства пьесы, но и создающему особое настроение и в зале, и на сценической площадке…

Луна и солнце, звезды на небе, рассветы и закаты. Тонкий пронзительный луч света, который вырывается из-за кулисы и, прорезая мрак на сцене, освещает лицо героя. Зарево пожара или пламя разрыва бомб. Да и вообще все освещение сцены, в одном спектакле радостное, в другом блеклое, деликатное, в третьем стремительно меняющееся – это все работа осветителей.

…Едва перешел режиссер с актерами из репетиционной комнаты на сцену, в зале рядом с режиссером занимает свое место художник по свету…» (Т.Чеботаревская. «Путешествие по театральной программке». Москва. 1975 год.) 

Знакомьтесь, Надежда Павловна Ливина, художник по свету Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Наталии Сац, награждена медалью «За доблестный труд».   

— Надежда Павловна, я дала отрывок из книги 1975-го года. Прошло уже более сорока лет с ее выпуска. Многое с тех пор изменилось?

— Да, конечно. Я работаю в театре художником по свету с 1978-го года, и все перемены происходили на моих глазах. Раньше было ручное управление – осветительные линии – в больших театрах их было до двухсот, различные механические приборы, светофильтры…Для каждого спектакля создавались особые спец. эффекты – люстры, торшеры, канделябры… Сколько было эпох, столько и видов осветительных приборов… Сейчас мы перешли на компьютерное управление. Художник по свету должен владеть навыками программирования.

— А еще есть такие понятия как рампа, софиты. Это тоже ваше? Не все зрители понимают, что это такое.

Световики во время репетиции

— Рампа – это световой барьер, отделяющий сцену от зрительного зала и освещающий планы нижним светом. Софиты – формы, на которых устанавливаются приборы рассеянного и направленного света с ручным и интеллектуальным управлением. Как правило, их зритель не видит, но иногда они становятся частью художественного оформления спектакля. Сегодня приборы могут быть самыми разнообразными. От сложных интеллектуальных и обыкновенных механических.

— А что это – интеллектуальный прибор?

— Это прибор с программированием. В нем уже установлен диммер — электронное устройство, предназначенное для изменения электрической мощности. Он обычно используется для регулировки яркости света, излучаемого лампами накаливания или светодиодами. Это дает возможность управления направлением, фокусом, цветом и прочими возможностями прибора.

— Как я понимаю, задачи перед вами ставят режиссер и художник по спектаклю…

— Да. Каждая картинка спектакля, «Звездный мальчик», например, — это определенная задача. Сначала это зима, потом лес, город – все это передается посредством смены света и декораций. От возможностей оборудования зависит решение поставленных задач, а еще опыта художника по свету и всей команды осветительного цеха.  В целом рождение спектакля — это слаженная работа всех обслуживающих цехов: монтировочного, звукоцеха, реквизиторного, гримерного, декорационного, поделочного и прочих.  Как художник рисует кистью, так мы можем рисовать на сцене светом. …Вот, например, опустилась декорация и надо воссоздать таинственно сказочную картину леса. А вот пенечек,  где происходят чудеса, сотворенные светом, падает луч от звезды, окутывая его желтым покровом. Важно создать на сцене визуально красивую картинку, радующую глаза деток. Помочь актерам передать образ героев. Появляется луч от звезды – нужно акцентировать на нем внимание зрителя… Думаем – каким прибором и как его направить, когда именно использовать – в этом и есть творчество.

— В той же книжке Чоботаревской я прочла, что в одном из московских театров во время спектакля луна вдруг начала прыгать по небу. Зрители внимательно за ней наблюдали и хохотали, потом засмеялись и актеры, в то время как режиссер за кулисами рвал на себе волосы. Оказалось, молоденький осветитель, который очень любил свою работу, решил сам, своей рукой, провести луну по небосводу. Но самое незаметное дрожание руки отражалось на движении луны. Такое бывает сейчас?

— Возможно,  не исключен человеческий фактор, да и техника порой подводит: не сработает дым-машина либо во время не отключится,  снег-машина — тогда на сцене появятся лужи, что несказанно радует детей, но в целом мы стремимся работать без накладок — соответственно световой партитуре.

— А что это?

— Это наш документ,  который создается при выпуске спектакля, подтвержденный режиссером и художником на каждый спектакль индивидуально.

— Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь сцену из спектакля, которой вы гордитесь.

— Помню, в театре им. Ауэзова, в котором я работаю художником по свету  большую часть жизни (на сегодняшний день я совмещаю эту работу с работой в ТЮЗе),  была постановка спектакля «Дядя Ваня».  Представьте. Ночь, лунный свет и один блик  света от луны, который попадает  на шкаф в комнату,  а его  кусочек — на портьеру,  и одна светящаяся точка — туда, где стоит кресло, в котором сидит  дядя Ваня…

— С помощью света можно сделать все?

— Море, пожар, любую погоду – дождь, снег, солнце, ветер, время суток, время года, показать улицу, дома, домашнюю обстановку – словом, практически все можно представить посредством света и декораций…

— А как, например, вы связаны со звукооператором?

— Музыка может быть разная:  лирическая, тревожная, агрессивная.  Порою мы меняем свет в зависимости от звучащей музыки.

— А вы можете выделить какие-то тюзовские  спектакли, наиболее удачные именно с вашей, «световой» точки зрения? Недавно в  Астане, где ТЮЗ был на гастролях в рамках ЭКСПО, оформление «Звездного мальчика» вызвало просто бешеный восторг зрителя.

— Еще «Красавица и чудовище», наверное.

— Сейчас делают спектакли, где во главу угла ставится, например, только световое или, например, музыкальное оформление спектакля, или пластика.  На ваш взгляд, такие спектакли имеют право на существование?

— Что касается света,  это называется просто световое шоу. Сейчас делают лазерное шоу, шоу на воде, даже -Д-проекции на фасад здания… Это зрелищно, ново, например, смотреть, как на здании театра плавают в аквариуме рыбки… Или среди ночи на крыше устанавливается огромное количество прожекторов, которые делают рисунки в небе. Это все и называется световым шоу. Там не нужны актерские лица.  Это просто красота работы света. Ну а в спектакле важны, конечно, все составляющие – свет, музыка, пластика и, конечно же, работа актера.

— Мне кажется в ТЮЗе это должно быть очень важно. Ведь мы ставим сказки для детей. Все у нас должно быть волшебно.

— Для деток должна быть красивая и визуальная картинка на сцене,  должны происходить различные чудеса, таинства…

— Вы не жалеете, что избрали эту профессию?

— Я очень люблю свою профессию. Люблю ее делать честно, красиво, с большим удовольствием.

— Но вы наверняка в детстве не мечтали о ней?

— Я в детстве, к сожалению, вообще в театр не ходила. Родилась в глубинке, это Восточный Казахстан, 40 километров от Ридера… После окончания школы собралась  поступать в педагогический институт (на уроках в школе я порою заменяла учителей) и тут в газете прочитала, что набирается первый набор художников по свету при индустриальном техникуме. Мне это стало интересно, я сдала документы и поступила.

— А вы рисуете? По-моему, это как-то связано с вашей профессией.

— Рисованием я никогда не занималась, но думаю, если бы мне представилась такая возможность, то с удовольствием  этим бы занялась. Хотя у меня очень много параллельных увлечений. Я люблю вышивать: занимаюсь художественной вышивкой, у меня есть сад, за которым я с удовольствием ухаживаю, люблю работать на земле, увлекаюсь йогой и походами в горы,  что позволяет восстановить силы.. Тяга к прекрасному может по разному проявляться…

— Спросите у себя что-нибудь, что я забыла у вас спросить.

— Можно, я выскажу пожелание? Мне хотелось бы, чтобы в нашем театре, ТЮЗе им. Н.Сац,  было больше современного оборудования – нет пределов совершенству, как известно…  Это дает полет для творчества.

— Спасибо за интервью, Надежда Павловна, творческих вам успехов!

Интервью брала Людмила Мананникова.