Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Любовь Бойченко: «Мы – актеры, что кони – а вдруг повезет?»

Мы актеры что кониСколько она себя помнит, Люба всегда любила театр. Первое яркое впечатление – «Три толстяка» в ее родном Иркутске. Ей было тогда 5-6 лет. Люба запомнила хорошенькую девочку Суок и трех толстых мужчин.
Потом во дворе дети без конца играли в театр. Семья Любы жила в старом купеческом доме, в одной комнате, двор был грязный, но ничто не мешало детям приобщаться к великому искусству. Почему-то в том далеком детстве Любе доставалось больше играть роли служанок, и она этому была очень рада. Девочка тогда не подозревала о существовании Нины в «Маскараде», леди Мильфорд в «Коварстве и любви», Джульетте и многих других прекрасных героинях, которых через много-много лет ей придется сыграть в любимом театре.
– В четвертом классе, – рассказала Любовь Ивановна, – для ребят устроили культпоход на спектакль, посвященный Пушкину. Это было уже сознательное открытие сцены.
Девочка испытала потрясение от красивого бархатного занавеса, ей понравился актер, игравший Пушкина, запомнилось, что он был почему-то в красной рубахе, правда актер показался несколько староватым, хотя, как ей сейчас кажется, что ему было лет 50.
Потом был спектакль «Всадник, скачущий впереди», посвященный Аркадию Гайдару, и другие спектакли.
В общем, когда ребятам предложили вступить в актив иркутского ТЮЗа, Люба была там в первых рядах.
Тогда к театральному воспитанию детей с легкой руки Наталии Ильиничны Сац относились очень серьезно.
Ребята встречались с актерами, писали заметки про актеров, режиссеров, рецензии на спектакли в стенгазету, которая выпускалась в театре. Три года Люба была бессменным председателем детского актива ТЮЗа, а так как была хороша собой, талантлива, то сразу после окончания школы ее пригласили работать в театр. Она с восторгом согласилась и как-то счастливо избежала участия в массовке – ей сразу же стали давать роли. Сначала маленькие, потом все более и более значительные. Играла мальчишек, до сих пор помнит свою «Красную шапочку». Окончила театральную студию Иркутского драматического театра им. Охлопкова.
Через некоторое время Любовь Бойченко с семьей переехала в Алма-Ату, стала работать в ТЮЗе. Сколько ролей сыграно уже почти за полвека – не перечесть. Она бережно хранит театральные программки тех далеких лет с тёплыми подписями режиссеров.

Дорогая Любовь Ивановна! Радуюсь Вашему росту за этот прошедший сезон. Думаю, что Галя, которая Сорокина, раскрыла Вам глаза на многие серьезные вещи в нашем искусстве. При Ваших пытливости и трудолюбии, при Вашей любви к делу многого можно добиться. Желаю Вам не останавливаться в этом поиске, а расти высоко, высоко и еще выше.
Искренне желаю удачи. С премьерой!
Вадим Пучкин.
«Два вечера в мае», 1964–1965 гг.
***
С премьерой! На дворе январь, а в Вас весна неиссякаема! Поздравляем с удачей. Желаем счастья, здоровья, всех благ – Вам, сыну Тарасу и Тарасову отцу!
А Тарасов можно иметь и десять, для выражения идеи.
Влюбленные Воронкова и, особенно безнадежно, – Надеждин.
«В день свадьбы», 1964–1965 гг.
***
«Милая Любаша! Поздравляю Вас с Премьерой, с очень неожиданной и милой работой. Вот и еще одна грань открылась. Ура!!!
Еще раз поздравляю, желаю бодрости, здоровья и много вот таких хороших и разных ролей.
Нелли Воронкова. «Золушка», 1965–1966 гг.
***
Спасибо, дорогая Любовь Ивановна, за всегдашнюю волю к работе. Верьте больше всего самому объективному судье – зрителю, а он-то Вам поверит! Поздравляю с Новым годом, с новым горизонтом и премьерой.
Евгений Прасолов.
«Коварство и любовь»
1971–1972 гг.

– Любовь Ивановна, режиссер выбрал спектакль, роли распределены. С чего начинается процесс работы над пьесой?
– С коллективной читки. Режиссер читает пьесу, обсуждает ее с актерами, все вникают в суть пьесы, в действия персонажей. В то, что хотел сказать автор, формулируется идея… Каждый высказывает свое видение пьесы. Во время застольного периода начинает работать с пьесой и художник. Вместе с режиссером они придумывают концепцию художественного оформления спектакля, начинают работать костюмный, бутафорский, другие цеха.
– А бывают режиссеры-диктаторы, которые не терпят иного видения, чем у них самих?
– Бывают, а бывают и наоборот. Я в связи с этим вспоминаю Вадима Ивановича Пучкина, который работал в алматинском ТЮЗе в середине 60-х годов. Он старался ничего не навязывать актёру, хотел, чтобы актер шел от своего придуманного образа, а потом потихоньку подправлял его.
– И какой режиссер, на ваш взгляд, лучше – диктатор или демократ Пучкин?
– Хорошие и плохие спектакли бывают и у тех, и у других, но, думаю, лучше все же золотая середина.
– Сколько времени обычно делается спектакль?
– Раньше репетиции шли 2-3 месяца, сейчас бывает 18 дней… Очень жесткий график.
– Раньше, как известно, была сдача спектакля, когда собиралась солидная комиссия и решалось, быть или не быть спектаклю. Здесь учитывалось не только художественное качество спектакля, но и были какие-то политические, идеологические соображения. Порою главным режиссерам приходилось всячески хитрить. Помню, как Рубен Суренович Андриасян, будучи главным режиссером ТЮЗа, чтобы «смягчить удар», приглашал на сдачу спектакля весь педагогический бомонд Алматы, известных писателей…
– Да, раньше сдача была очень ответственным мероприятием. Мы волновались, а Рубен Суренович шутил: «Ну не умеете вы сдаваться!» Сейчас в театре устраиваются генеральные прогоны. Ну а потом премьера – это вершина…
– Волнуетесь? Ведь в театре вы работаете уже 55 лет и полвека в ТЮЗе им. Н. Сац.
– Не знаю, может, кто-то из молодых актеров и спокоен, но я всегда волнуюсь, конечно, спокойствие приходит только на пятом-седьмом спектакле.
– А вам лично не надоедает играть в спектакле много раз? «Сказка о царе Салтане» с 1990 года сыграна раз 250, «Муха-цокотуха» шла долго…
– Нет, что вы… Порою партнер скажет какую-то фразу с другой интонацией, чем всегда, ты на нее откликнешься как-то по новому… Спектакль – это живой организм. Каждый раз ты играешь немного по-разному, да и от зрителя много зависит. Когда зритель чуткий, внимательный, тебя это окрыляет. Создается та особая неповторимая аура единения актера и зрителя, из-за которой зрители и ходят в театр, любят его, такое невозможно ни в кино, ни на телевидении, ни тем более в интернете.
– Ну вот, спектакль состоялся. Пресса пишет, коллеги поздравляют… Похвала для вас важна?
– Конечно, «доброе слово и кошке приятно». Приятно, когда газета про тебя напишет, но мне очень важна и оценка своих коллег-актеров. Помню, как актриса Таня Банченко после одного спектакля мне сказала: «Ты сегодня так любила Тарасова!» (Виктор Тарасов – один из ведущих актеров ТЮЗа 60-70-х годов, к сожалению, безвременно ушедший из жизни. – Л.М.) Я ее слова до сих пор помню, спустя полвека, можно сказать. Также я помню похвальные слова своих нынешних коллег, с которыми работаю в ТЮЗе долгие годы, Валерии Крымской и Татьяны Тарской. Хотя в большинстве своем наша братия не очень щедра на комплименты коллегам. Здесь мне хочется вспомнить стихи актера Владимира Рецептора:
Мы – актеры, что кони,
Повезет? Повезём!
А заменят в прогоне –
Мы железку грызем…
Мы – актеры, что кони,
Грузовым – не чета,
Лишь бы роль на ладони
И аллюр – три креста.
– Любовь Ивановна, как известно, вы не только заняты в большинстве спектаклей сегодняшнего репертуара театра: «Королевство кривых зеркал» и «Команда Т», «Женитьба» и «Закат», «Белоснежка» и «Волшебная лампа Аладдина», замечательная последняя роль в «Сказке о потерянном времени», но и много лет вы успешно преподавали в учебно-методическом центре «Акжол».
– Да, я вела уроки, которые так и назывались – «Театр», учила детей читать стихи, думать, просто разговаривать… На праздники мы обычно устраивали представления, ставили спектакли. Один раз поставили сценку, посвященную Бауржану Момышулы, в которой с удовольствием участвовали не только ребята, но и учителя школы. Традиционно мои ребята принимали участие в мероприятиях детской библиотеки имени С. Бегалина, зоопарка. В конце года у нас проходил торжественный отчетный концерт, во время которого ребята показывали, чему они научились за год. На него обязательно приходили родители наших учеников, гордились открывшимися талантами своих детей.
– А как вы вообще попали в школу?
– Давным-давно мне позвонили из одного профессионально-технического училища и сказали: «Дети видели спектакль с вашим участием и просят помочь им поставить спектакль». Я растерялась: «У нас много актеров, которые работают со школьниками. Я могу вам их порекомендовать». «Нет. Мы хотим именно вас». Вот таким образом я по сути дела приобрела вторую профессию: учитель театра.
Все школьные спектакли,
без сомненья,
На бис проходят – их создали Вы.
Так пусть поклонники
в порыве восхищенья
Вам дарят самые
прекрасные цветы!
– написали ей ребята.
– Любовь Ивановна, у вас, как известно, вся семья театральная. Муж – Гавриил Моисеевич Бойченко – народный артист Республики Казахстан, тоже много лет отдал Тюзу, Оксана Бойченко – ведущая артистка театра им. Лермонтова, снимается в кино… Насчет Гавриила Моисеевича понятно. Когда-то он вел в школе, где вы учились, театральный кружок, затем любовь, свадьба, путешествие по театрам тогда большой страны, и наконец, – якорь в Алма-Ате. Наверное, тогда вы и не думали, что на долгие-долгие годы. А как пришла в театр Оксана?
– Мы с отцом особо не настаивали на театральном будущем детей, но и не препятствовали им в этом. Помню, когда Оксана училась в пятом или шестом классе, я пришла к ним в школу на КВН – а я уже тогда работала в школе, правда, другой. И я поразилась: она была особой, выделялась среди других детей. Я это говорю не как мать. Я, наоборот, очень строго смотрела на дочь, ведь мне как никому понятно, что плохому актеру в театре никакой блат не поможет…
Когда Оксана оканчивала школу, она поехала поступать в театральное училище в Иркутск – у нас не было в тот год набора. Мы не возражали. Шел 1991 год, и она вдруг оказалась студенткой вуза другого государства. Мы, конечно, приложили все силы, чтобы перевести ее в Алма-Ату, в Казахскую Государственную академию искусств им. Т.Жургенова. Оксане очень нравилось учиться в Иркутске, она возмущалась, сопротивлялась, но в результате в Алма-Ате прижилась, а в конце учебы Рубен Суренович Андриасян пригласил ее работать в свой театр, чем мы с отцом очень были горды. Театр им. Лермонтова, конечно же, для нас это вершина. Там такие звезды играют!
В общем, Гавриил Моисеевич тоже благословил выбор дочери. Я вам больше скажу. Когда он посмотрел на нее на сцене, то сказал: «Главное, Люба, Оксана мыслит на сцене. Думаю, она когда-нибудь станет актрисой покруче, чем я и ты». В театре она работает уже 13 лет, на сегодняшний день занята в девяти спектаклях, много снимается в кино, в рекламе…
– Словом, актерские гены берут свое…
– …Мне очень нравится актриса Любовь Ивановна Бойченко, – сказала заместитель директора театра Галина Антоновна Иванова. – Она хорошая актриса, обаятельный человек, всегда собрана, дисциплинирована, красива – возраст ей совсем не помеха, вообще это поколение актеров всегда даст фору молодым… Много лет она является председателем профсоюзного комитета нашего коллектива, а сегодня эта нагрузка требует много сил и времени…
От автора добавлю, что я очень трепетно отношусь к этой актрисе, потому что люблю ее с детских лет. Помню, с каким восторгом по нескольку раз смотрела спектакли с ее участием: «Два выстрела», «Недоросль», «Святой и грешный», «Остановите Малахова», «Пора любви» и, конечно же, «Маскарад», «Униженные и оскорбленные», «Медведь» по Чехову. И во всех – триумф, горячие аплодисменты зрителей, успех!
Творчества вам, Любовь Ивановна, и еще много лет радовать нас, ваших старых поклонников, и новых юных зрителей!

Добавить комментарий