Get Adobe Flash player
Новости
Новости

Новости ТЮЗа им.Н.Сац

Рубрики
Поделиться
Облако тегов
Новости
Новости

Новости Министерства культуры и спорта Казахстана

Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
instagram
instagram
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Ирина Шитова: «Партнер – это человек, который не даст тебе упасть»


Сегодняшнее наше интервью – с актрисой ТЮЗа им.  Н.Сац Ириной Шитовой. В театре Ирина  работает уже более десяти лет — с 2007 года, сыграла более полусотни ролей. Галина Серебрякова, Вера  Сидорова – в литературной композиции «Курт – драгоценный камень», Мачеха  в  «Золушке», Невольница в  в пьесе Карло Гоцци «Турандот»,  Вышивальщица знамен в пьесе по  мотивам повести Ч. Айтматова «Белое облако Чингисхана», Сильвия  — в пьесе   «Гарольд и Мод»,  Змей Горыныч в сказке  «Две Бабы-Яги»…

— Как вы попали в театр, Ирина? Это была «голубая мечта»?

— Да. это была моя «голубая мечта детства». Я жила в Алма-Ате. В микрорайоне. Это было советское время, и у нас во дворе  было принято  устраивать концерты. Я в них всегда участвовала. Мы собирались с ребятами, что-то репетировали, потом приглашали зрителей из нашего дома, из соседних домов. Люди приходили со своими стульчиками, скамеечками смотрели наши постановки,  и уже тогда я стала мечтать о том, чтобы стать актрисой. Большое влияние на меня оказали  мама и бабушка. Бабушка меня с детства водила в ТЮЗ, на спектаклях ТЮЗа я, можно сказать, выросла. Все сказки я знала наизусть, и когда я уже пришла служить в ТЮЗ, в нем шли сказки, которые я смотрела еще в детстве. Театр всегда для меня был праздником. К походу в театр мы красиво одевались, долго готовились, и когда  приходили, оказывались в какой-то волшебной атмосфере спектакля. И еще тогда мне очень  хотелось оказаться там, на сцене. После окончания 10-го класса я пошла в театральную студию, и мое желание стать актрисой еще более окрепло. Все ребята, которые там учились, стали актерами.

— Какая ваша самая любимая роль, Ирина?

—  У меня много любимых ролей. Вот сейчас я очень люблю роль Мамы в «Острове сокровищ». Это боевая женщина, которая управляет мужчинами. Там такая сила, такой темперамент!  А самый любимый спектакль у меня в ТЮЗе, конечно, «Гарольд и Мод». Когда я была на сдаче этого спектакля, то думала, что в этом спектакле я хотела  бы играть даже  дерево. Я просто влюбилась в этот спектакль. Подала творческую заявку и в результате  в нем оказалась. Кроме того, мне  очень нравится участвовать в постановках  Владимира Викторовича Крылова. Я несколько лет подряд принимаю в них участие. Мне нравится, как он мыслит, его фантазии. Он всегда так неординарно подходит к решению картин, что  все время у него учусь, все впитываю, в общем, он у меня вызывает только восхищение.

— Последний спектакль Владимира Викторовича – «Безумству храбрых поем мы песню!», посвящен столетию комсомола.  Вы в нем играете Мадам Обломок и Наташу Авдееву. Эти героини мне очень дороги. Мадам Обломок – одна из героинь моей любимой пьесы «Юность отцов», которая в моем далеком детстве шла на сцене ТЮЗа, а Наташа Авдеева —  реальная девушка, лучший комсорг ударной комсомольской стройки, безвременно погибшая в Экибастузе, о которой я писала в газете «Ленинская смена» много лет назад. Но вы уже, как я понимаю, не были комсомолкой?

— Я даже пионеркой не была. Только октябренком.

— Для вас спектакль открыл что-то новое о комсомоле?

— Да, конечно. Мама мне многое рассказывает о своей молодости. В свое время  мои бабушка и дедушка  приехали из Новочеркасска в Казахстан, чтобы принять участие в строительстве. Когда мы готовили спектакль, мы прониклись таким комсомольским духом!  Нас восхитило это единство: один за всех и все за одного. Потому что, к сожалению, сейчас в нашем обществе, увы,  каждый — сам за себя.  Актуален лозунг «Помоги себе сам!». Тогда же было принято «брать на поруки», были активисты, которые брали на себя ответственность за свою команду. Считаю, это было потрясающе. Идеологию комсомольцы ставили выше своих личных интересов. Это восхищает.

— Ира, мы с вами сейчас  говорим перед спектаклем «Золушка». Вы в нем играете роль Мачехи. Говорят, если актер играет отрицательную роль, надо искать в нем положительные черты. Это так?

— Да. это правильная установка. Режиссер спектакля Султан Алимжанович  мне напрочь запрещал делать злую Мачеху. Он говорил: «Оправдывай ее по-человечески и она сама у тебя получится такой, какой надо, потому что в пьесе все прописано. Со своими дочками она где-то нежная, где-то брезгливая, но не злая. Обращай внимание, — говорил он, — на моменты, где Мачеха смеется». Но ей было весело в те моменты, когда остальные плакали.

— А каким было самое лучшее вам зрительское  признание в театре?

— Было несколько смешных случаев. Девочка  выбежала после спектакля и подарила мне свое откусанное печенье. Поделилась со мной самым дорогим. Ей захотелось отдать мне кусочек своего счастья. Иногда дети просто выбегают на сцену, чтобы обнять. Это очень трогательное  и, наверное, самое большое признание. . Однажды мне подарили 500 тенге, сказав, что не успели зайти в магазин и купить шоколадку.

— А какие ваши отрицательные и положительные качества?

— Отрицательные – лень и, может, какая-то несобранность – могу взяться за какое-то дело и не довести его до конца. Может, где-то вспыльчивость, несдержанность. А положительное качество… Я –работяга.  Если я задалась целью работать над собой:  заниматься спортом, голосом, пластикой, бьюсь, пока не получу хороший результат. Иногда разбираем роль – что-то не получается. Копаешь до конца, пока всю правду не вскроешь, пока все не уложится до конца.

— У вас есть хобби?

— Да. Здесь немного предыстории. У меня не получилось сразу поступать в театральный институт – когда я окончила 11 классов, в этот год не было набора в театральный институт и я автоматически поступила на грант в педагогический колледж. Я бы была учителем начальных классов с правом преподавания английского языка. И мне это нравилось. Говорят же, что учитель и артист – это родственные профессии. Поэтому сейчас мое хобби – работа  с детьми. Я занимаюсь с ними театральным искусством, ритмической речью. Получается, у меня два любимых дела.

— Если не театр, то педагогика?

— Это так. Хотя для меня театр – тоже педагогика. Я осознанно пришла в ТЮЗ. Это не случайность. Я очень люблю детские спектакли. На них дети воспитываются, и есть шанс, что с нашего спектакля хотя бы 50 процентов детей  уйдут с правильными мыслями. Мы их научим чему-то хорошему. Я этому верю. Это меня поддерживает и этим я тоже жива – я занимаюсь правильным  делом.

 — Как вы думаете, нужно сейчас ставить классические спектакли? Зачем нужна классика сегодня*

— Мне повезло. В «Днях Турбиных» я играла Елену Турбину. Классика – это то, на чем учатся. Это опыт, который нельзя перечеркнуть, и придумать что-то новое.  Это наш накопленный багаж. Ничего нельзя забывать. Надо выучить основу и двигаться  дальше. Надо развиваться и расти. А как двигаться вперед, не зная хорошо классику?

— Сейчас во многих театрах идет так называемая  осовремененная классика, где герои неузнаваемые.

— Мое личное субъективное мнение:  я очень отрицательно отношусь к тому, как передергивают классику. Может быть, конечно, какое-то новое режиссерское решение – в плане музыки, декораций… Это можно сказать на примере спектаклей Владимира Викторовича Крылова. В комсомольском спектакле у нас на сцене, например,  только стулья. Мы как бы говорим – мы не прикрытые, мы такие, какие есть, мы вынуждены играть нутром, весь материал пропускать через себя. Но когда опошляют классику, я не люблю. Зачем, ради чего – не знаю. Такие новые формы мне не нравятся. Это, повторюсь,  мое субъективное мнение.

— Говорят, что сегодня театры сдали свои позиции?

— Считаю, это ошибочное мнение. Мне понравилось, как сказал Олег Меньшиков: «Театр – он как живой организм. Иногда кажется, он вот-вот умрет, а он все время возрождается, как Феникс». Театр не может быть все время «на одной линии». Он всегда бурлит, в нем все эмоционально. Одна постановка удачная, другая какая-то странная…

— У вас есть театральные кумиры?

— Олег Меньшиков. Я преклоняюсь перед его талантом.  Еще Константин Райкин. У него есть энергия, темперамент, он хороший педагог. Вообще по каналу «Культура» я часто слушаю мэтров. Люблю развиваться. (Смеется.)

— А зачем ребенок должен, на ваш взгляд, приходить в театр? Сейчас дети увлечены компьютерными технологиями, например.

—  У меня двое детей (две девочки – 3 годика и 12 лет) и они не всегда они что-то хорошее черпают из Интернета. Иногда там чрезмерная жестокость, причем ее там оправдывают. Мне это не нравится. ТЮЗ никогда этому учить не будет. ТЮЗ говорит о том, что хорошо, когда  у тебя много друзей, что хорошо помогать друг другу, хорошо быть добрым человеком. В Интернете же часто сбивают приоритеты. И театр – это живое искусство. Поэтому я театр люблю больше, чем кино. В театр с холодным носом не придет никто. А если придет человек равнодушный, он не сможет долго  в нем работать. е.

— А как дома реагируют на вашу профессию?

— Хорошо реагируют, ведь почти вся моя семья – здесь, в ТЮЗе. Брат, отец, муж. Муж  у меня — заведующий музыкальной частью театра – Владимир Тарасов. Я вообще не знаю, сложилась ли бы у меня семья, если бы не театр. И дети мои – все время в театре. Они здесь учатся, они видели все спектакли. Дома  мы потом все эти спектакли обязательно обсуждаем.

Вы любите спорить с режиссерами?

— Нет. Этому меня научили время и сами режиссеры. Если бы каждый актер начал спорить с режиссером, была бы не репетиция, а были бы дебаты. Но иногда мы ответ ищем вместе и находим. Нужен сильный режиссер, который видит всю картину целиком и идет целенаправленно к своей цели. Потому что, мы, актеры, видим зачастую на  сцене только себя и своего партнера и можем начать нечаянно тянуть одеяло на себя.

— А партнер для вас – важно?

— Конечно. партнер – это все. Самое страшное – оказаться на сцене одному, без партнера. Есть же тренинги: человек падает назад и его ловят. Вот каждый из нас может также упасть к своему партнеру. Мы беспомощны и неприкрыты без партнеров. Мы им бесконечно доверяем. Партнер – это человек, который не даст тебе упасть. Думаю, мне здесь повезло. С Кристиной Золочевской мы, например, с одного курса академии им. Жургенева. Почти семья уже. Знаем друг друга миллион лет,  и у нас – бесконечное  доверие. В театре актером работает мой брат – Александр Шитов. Как я могу брату не доверять? Кстати, у нас открытые взаимоотношения с братом выстроились именно в театре. У нас восемь лет – разница в возрасте, и в жизни — разные интересы. А театр нас сблизил. Как партнер на сцене, Саша всегда ловит меня глазами, всегда надежен. Он,  по-моему, вообще родился актером.

— Вы верите в приметы?

— Да, конечно, если текст упал, я сначала на него сяду, а потом только подниму. Конечно, есть куча ритуалов перед началом спектакля, особенно если это сдача или премьера, особенные пожелания друг другу.

— Говорят, на сцене нельзя свистеть?

— На «свистеть» мы сильно не зацикливаемся, а вот семечки щелкать точно нельзя. Иначе не будет зрителей. Но это и хорошо. Потому что семечки очень плохо сказываются на голосовых связках.

— В каком жанре вы живете?

—  Трагифарс, наверное.

— Чем жива?

— Надеждами, мечтами.

— От чего мертва?

— От разочарования, от предательства.

— Ваша несыгранная роль?

— Мне бы хотелось сыграть Марию Магдалину.

– Ключик для души.

— Литература. Я люблю читать книги, набираюсь в них эмоций и надежд на будущее.

— Вы можете сказать, что вы родом из ТЮЗа?

— Да, однозначно. Я осознанно пришла в ТЮЗ. Взрослых особо не переучишь. А детей есть шанс научить, рассказать им, что такое хорошо и что такое плохо. И я счастлива, что я – родом из ТЮЗа. И, кстати, я в этом нашем сегодняшнем  здании я – с детства. Когда в нем располагался ДК АХБК, и  я в нем занималась бальными танцами.  Для меня это здание родное само по себе.

—  Вспомните какую-то фразу, которая вам  в днный момент близка?

— Надо знать все о немногом и немного обо всем. – Это мой девиз.-

— Спасибо за интервью, Ирина.Творческих вам успехов!

Л.Мананникова.