Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
EXPO 2017
EXPO 2017
Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Золушка на все времена («Казахстанская правда»)

DSC06343Елена БРУСИЛОВСКАЯ

В Алматы в Государственном академическом русском театре  для детей и юношества имени Наталии Сац  состоялась премьера спектакля «Золушка» по мотивам  сказки Шарля Перро в постановке заслуженного артиста Таджикистана Султана Усманова.

Золушка  из сказки француза Шарля Перро — едва ли не самая популярная сказочная героиня. Еще бы – кому не хочется из замарашки превратиться в принцессу! Наверное, поэтому сказку много раз экранизировали, и за рубежом, и в советской стране. Думаю, многие помнят прекрасный фильм Надежды Кошеверовой с участием трогательно-хрупкой Янины Жеймо в роли Золушки и яркой, буффонадной Фаины Раневской в роли мачехи.  Сказка «Золушка» представлена и в репертуаре многих детских театров, несколько раз обращался к ней и наш, алматинский ТЮЗ. По словам директора театра Надежды Горобец, еще несколько лет назад в новогодние праздники «Золушка» шла на тюзовской сцене.

— Дети очень хорошо принимали спектакль, и мы решили, что он должен быть у нас в репертуаре. Романтичная история о любви Принца и Золушки, я считаю, и сегодня очень актуальна, — утверждает она. —  Мы должны воспитывать  в детях  высокие чувства, веру в мечту, желание быть добрыми, помогать друг другу… Поэтому, на наш взгляд, этот спектакль очень вовремя появился на сцене. Более того, можно сказать, что он венчает наш репертуар классических спектаклей для детей, тем более что сказка получилась очень красивой, яркой,  музыкальный. А это  то, что нужно  нашим маленьким зрителям.

Актуальной считает эту сказку и режиссер Султан Усманов. Ведь не секрет, что, вырастая, многие девушки так ждут «принца на белом коне», что эти мечты иногда перерастают в манию, у которой даже есть название – «комплекс Золушки». Порой на такие ожидания уходит вся жизнь.

Есть и еще одна ипостась Золушки, вернее, даже не героини сказки, а скорее ее сестер-злючек, когда молодые красавицы бросают все силы на активные поиски принца, причем с одной целью  — стать  богатыми. Они называют себя Золушками, забывая, видимо, что имя это произошло не от слова «золото», а от слова «зола». Сколько таких »золушек» можно увидеть на различных ток-шоу, где они, не смущаясь, говорит о том, что главное в жизни — это выйти замуж за олигарха, при этом ни характер, ни возраст таких «принцев» их не смущает.

—  Наш спектакль – это не гонка за королями и принцами, нет, мы делали классический вариант сказки, где все подчинено доброму началу,  — уточняет Султан Усманов. – Вспомните, как говорят герои – «Не хочу быть принцем, хочу быть обыкновенным человеком», или слова Золушки: « Улыбнитесь, улыбка помогает нам жить, делает нас добрее».  Хотя наша Золушка (актриса Кристина Золочевская) не просто пассивная красавица, ждущая своего Принца, у нас она немного другая, более боевая, что ли  – когда замаячило счастье, Золушка поняла, что за него надо бороться,  и она хватается за свое «орудие производства» — метлу. Пока  в ее жизни не было смысла, не было любви, не были цветка, подаренного Принцем, который стал для нее олицетворением новой жизни, она как бы плыла по течению, но как только появился Принц, Золушка начала меняться. Причем их знаковая встреча во время бала стала тем толчком, после которого начал менять и Принц  — из некоего робота он превратился в нормального человека, который тоже хочет любить. Ради этой любви Принц даже бросается на подвиги –  лезет в колючий цветочный куст, чтобы сорвать для понравившейся ему девушки самую красивую розу.  И что интересно — эта борьба за счастье меняет всех героев сказки — кого-то  в лучшую сторону, кого-то в худшую. Это и урок для злой мачехи, ее эгоистичных дочерей, которым дают понять, что надо вести себя достойно, порядочно, иначе проиграешь. В отличие от них Золушка идет за счастьем, за любимым человеком. Ведь в итоге все мы ищем любимых людей, и когда их находим, — в этом, наверное, и есть счастье. Это не материальное что-то.  Любовь – вот огромное счастье, — говорит Султан Усманов.

Помните, как в том знаменитом советском фильме про Золушку Король устами Эраста Гарина говорит: «Связи связями, но надо и совесть иметь. Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым». Вот, по сути, смысл этой сказки. Наверное, поэтому режиссер тюзовского спектакля выбрал на роль Принца не записного красавца, не героя-любовника (есть и такое театральное амплуа), а актера Максата Сахиулы, который делает своего Принца в чем-то даже неуклюжим, на котором и корона-то сидит нескладно, все время съезжая на уши. Тем самым зрителям словно дают понять, что Золушка полюбила Принца не за красоту, а за его душевные качества  — Любовь всегда рождает Любовь. А все остальное – добрая фея (артистка Мария Мартышкова), подарившая бедной девушке прекрасное платье и хрустальные башмачки – не более чем сказочные атрибуты, без которого не бывает чудес, обязательных для каждой сказки.

Плюсом тюзовской постановки можно было бы назвать и обилие музыки, в которой угадываются и знакомые «золушкинские» мелодии. Кстати, песни исполняют сами актеры, что также в традициях этого театра, как и то, что происходящее на сцене постоянно стыкуется со зрительным залом – юным зрителям рассказывает свою историю  Сказочник, который по ходу действия становится еще и Королевским егерем (артист Александр Шитов), иногда он задает ребятам вопросы, советуется, как лучше поступить в той или иной ситуации. Так что дети тоже становятся участниками театрального действа. А если учесть, что спектакль не замыкается рамками сцены — режиссер активно выводит героев в зрительный зал, соединив его красочным подиумом со сценой, то можно представить, какой восторг это вызывает у зрителей. Девчонкам явно хочется прикоснуться к шикарному бальному платью Золушки, которая, прямо скажем, очень напоминает столь популярную куклу Барби, а также посмотреть поближе на Принца, а уж тем более увидеть вблизи, какой же он – потерянный хрустальный башмачок?

Надо отметить, что в спектакле задействованы и дети – воспитанники театрального тюзовского кружка  «Ручей-ручеек» — четверо малышек в белых балетных пачках изображают четверку лошадок, везущих карету Золушки  в королевский дворец на бал. Как рассказал Султан Усманов, чтобы выбрать, кто же из студийцев будет участвовать в спектакле, был проведен настоящий  кастинг — так всем хотелось играть на настоящей сцене с настоящими актерами.

Кстати, когда одна из зрительниц спросила режиссера, а почему в спектакле не было так полюбившегося многим, симпатичного мальчика-Пажа все из того же классического фильма про Золушку (помните его коронную фразу:  «Я не волшебник, я только учусь»?), Султан Алимжанович шутя ответил: «Паж был. Поседевший, он сидел в зрительном зале, это я сам…»

Так сказка, как и песня, остается с человеком, становясь его другом навсегда.

Добавить комментарий