Get Adobe Flash player
Новости
Новости

Новости ТЮЗа им.Н.Сац

Рубрики
Поделиться
Новости
Новости

Новости Министерства культуры и спорта Казахстана

Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Детские души нужно воспитывать и лечить искусством (газета «Пульс Карасая»)

7 ноября 1945 г. алма-атинские малыши впервые переступили порог своего театра. Утром шел спектакль, поставленный Н.И. Сац по пьесе Е. Шварца «Красная Шапочка», а вечером — «Осада Лейдена» по пьесе Исидора Штока в постановке известного драматурга и режиссера Виктора Розова. С тех пор любимый ТЮЗ пережил разные времена, но зрителей не растерял, а приумножил, потому что учит вечным истинам — добру, дружбе, патриотизму, вере, надежде и любви.
О работе театра в современных условиях, его проблемах и планах мы беседуем с директором театра, засл.деятелем Республики Казахстан Надеждой Григорьевной Горобец.

— Расскажите, пожалуйста, об истории театра.
— Мы гордимся своей историей, ведь театр был создан в очень сложное время — в годы войны. Несмотря на это, в 1944-м году было подписано постановление о создании ТЮЗа, а уже 7 ноября 1945 года театр распахнул свои двери для маленьких зрителей во вновь отреставрированном здании. Это уже сам по себе знаковый фактор истории. Представьте — война, разруха, экономика развалена. Но тогдашние партийные чиновники прислушались к мнению выдающейся, замечательной женщины — Наталии Ильиничны Сац, которая прошла через ужасы ГУЛАГа.
В 1943-м году, волею случая оказавшись в Алма-Ате, — въезд в Москву режиссеру был запрещен — первым делом Наталия Ильинична начала добиваться решения о создании детского театра. Она считала, что израненные войной детские души нужно лечить искусством. Театр открылся двумя постановками: «Красная шапочка» — для самой маленькой аудитории и «Осада Лейдена» — для более взрослого зрителя.
С того времени театр продолжает свои традиции, работая на зрителя разных возрастных категорий.
Спустя два года, после того, как был открыт театр, была создана труппа, которая показывала спектакли на казахском языке. Долгие годы две труппы существовали в одном театре, в 80-е годы произошло разделение, появились два совершенно самостоятельных театра.
В 1995-м году к 50-летию театра ему был присвоен статус «Академический», мы получили право носить имя Натальи Ильиничны Сац, основательницы этого театра.
Отмечу, что детские театры, созданные при СССР, — это идея Наталии Сац. Они по сей день существуют только в странах СНГ. За рубежом это обычно отдельные постановки, труппы, но не театры.
7 ноября ТЮЗу исполнится 72 года, поэтому мы уже «пожилые» в плане исторического контекста, но молоды душой, потому что наш контингент — это дети.

— В чем заключается уникальность вашего театра?
— Любой театральный коллектив уникален сам по себе. Прежде всего, это люди. Наши артисты уникальны тем, что они универсальные профессионалы. Не каждый артист может играть для детей. Нужно быть акробатом, музыкантом, танцором, декламатором — и все это в одном лице. Требуются абсолютно разные способности, потому что играть в детских спектаклях, не имея этих навыков, просто невозможно. Это одна из особенностей. Вторая — это нацеленность ТЮЗа на детское восприятие и психологию.
Театр ведет маленького зрителя в настоящее искусство, формирует театрального зрителя. Словом, театр играет важную педагогическую роль, которую привнесла Н.Сац. Педагогическая часть является тем самым связующим звеном между образовательным и воспитательным процессами.
Наши педагоги ведут бесплатный театральный кружок, куда приходят дети, которые не только хотят стать артистами, но и юные художники, юные швеи, дети, которые умеют организовать театральное дело, одним словом, у нас совершенно разные направления, поскольку очень важно выявление ранних талантов.
Дети из кружка участвуют в спектаклях театра, к примеру, в постановке «Волк и семеро козлят» шесть козлят играют дети нашего кружка. Великолепно играет роль Малыша из спектакля «Малыш и Карлсон» также участница нашей студии. Такая тесная связь — «кружок — большая сцена» — позволяет детям понять, насколько важен для них выбор творческой профессии.
Мы ведем активную работу со школами, рассказываем, как работает театр, что они могут для себя почерпнуть, ребята могут воочию увидеть артистов, пообщаться с ними.
Я считаю, что большая заслуга президента и правительства нашей страны в том, что им удалось сохранить детские театры. Более того, в стране помимо двух республиканских театров, открыт театр «Жастар» в Астане, ТЮЗ в Темиртау.

— Скажите, упала ли популярность театра с появлением интернета, большого количества развлечений?
— Мы почувствовали резкий спад в 90-е годы. Тогда выросло целое поколение детей, которых некому было водить в театры. Родители пытались найти себя в новой экономической среде, а дети были предоставлены сами себе. Театр, по понятным причинам, стоял на последнем месте в выборе развлечений и вообще занятий для детей. Тем не менее, мы работали, у нас был свой зритель. А когда они повзрослели, мы увидели их уже со своими детьми в нашем театре, появились даже очереди в кассы. Поначалу нас это очень удивляло, а потом стало приятно радовать, потому что выросшее без театра поколение само поняло, что их детям нужен театр. Помню, к нам приходили в свободной форме, чуть ли не с футбольным мячом в руках, это было нормой. Тогда мы поняли, что нужно работать с родителями, и в этом очень помогли наши театральные педагоги. Мы стали проводить конкурс на лучший костюм современного зрителя, в котором приняло участие большое количество желающих, даже школы были вовлечены в этот увлекательный процесс. Фантазия детей была безграничной, предлагалась масса моделей. Сейчас культура театрального зрителя возвращается. Мальчики и девочки ходят к нам, соблюдая театральный дрэсс-код, в вечерних туалетах, с цветами. Им очень нравится сам процесс пребывания в театре, общение с артистами, просмотр спектаклей.
Основная конкуренция для театра, как мы считаем, это развлекательные центры, но там в чистом виде игровая составляющая, от которой быстро устают как дети, так и родители, да и цены там очень высокие. В театре же есть возможность и посмеяться, и подумать, тем более, что наш ТЮЗ — семейный театр, наши постановки одинаково интересны и детям, и родителям.

— Кто они — люди за сценой, те, кто пишет пьесы, готовит реквизит, те, кого зрители не видят?
— Они очень талантливые, великолепные люди. Начнем с того, что каждый наш спектакль великолепно костюмирован, нашими костюмами всегда восхищаются и хвалят.
Швейный цех театра укомплектован уникальными специалистами, которые работают здесь долгие годы, это Орлова Вера Ивановна, Людмила Невзорова, замечательный художник по костюмам Гульшат Омарова. Коллектив создает настоящие шедевры! Говорю это не потому, что хочу похвастаться театром, а потому что это действительно так. На самом деле, чтобы создать костюм, проделывается большая работа — готовятся эскизы, потом изделия шьются, после артисты осваивают их, и только потом предстают во всей красе перед зрителем.
Что касается авторов пьес. В театре работает Людмила Борисовна Мананникова, заведующая литературной частью. Долгие годы она была влюбленным зрителем нашего театра, а затем стала работать вместе с нами. К спектаклю «Вера, Надежда, Любовь», посвященному тысячелетию Алматы, Людмила Борисовна подготовила сценарий, который очень понравился алмаатинцам и гостям. Также Людмила Борисовна помогала писать сценарий «Нам нужна одна победа», посвященный 9 мая, сценарии к другим спектаклям.
К нам приходит много талантливых авторов, и, учитывая их желание быть востребованными, мы проводим конкурс «Пишем пьесы для вас». Идея конкурса родилась не только потому, что к нам обращаются сами авторы, но и потому, что нам нужны пьесы о современных детях, об их проблемах, их жизни, произведений для детей сейчас мало.
У нас есть и юные писатели, которые только начинают. И мы считаем своим долгом их поддержать, помочь им понять, что такое пьеса, как она создается, обучаем их основам писательского искусства.
Кроме того, с течением времени мы поняли, что нужно готовить критиков театра, на нашем сайте существует Школа молодого критика.
Мы тесно сотрудничаем и работаем со студентами факультета журналистики Казахского национального университета им. Аль-Фараби. Они — частые гости наших спектаклей, обсуждений.

— Какими современными постановками вы можете порадовать зрителя?
— Постановку «Берегись птицелова» мы включили в портфель на следующий год. История пьесы необычная, так как имеет двух авторов. Оксана Бондаренко довела до логического завершения пьесу, а писать ее начала мама Оксаны.

— С какими современными проблемами сталкивается театр?
— Раньше было принято говорить о финансовых проблемах, но их, к счастью, сейчас нет. С 2000 года, когда наш президент объявил о Годе поддержки культуры, театры стали хорошо поддерживаться. Выделяются средства на ремонт здания, техническое оснащение, на новые постановки и гастрольные поездки.
Недавно меня спросили — как сделать так, чтобы ходить в театр стало модным. Если рассматривать только эту задачу, то, наверное, даже не стоит трудиться над ней. Главная задача — сделать посещение театров потребностью.
Проблема, с которой мы сталкиваемся в настоящее время, достаточно простая. Школы не всегда заинтересованы в том, чтобы ученики ходили в театр. Объясняется это тем, что родители ставят оплату посещения театра в один ряд с поборами, коррупцией. На самом деле, это неправильно. Посещение театра — это часть воспитательного процесса. В этом должны быть заинтересованы все стороны: родители, школы, и, конечно же, мы.
Будем очень рады, если министерством образования будет более тесно сотрудничать с нами, — тогда у нас получится продуктивнее работать над человеческим капиталом. Об этом не раз говорил наш президент.
Есть одна простая истина — чем выше культура человека, тем больше он хочет знать. У современного человека имеется потребность хорошо отдохнуть, к примеру, за границей, заниматься спортом, получить качественное образование. Это замечательно. Но очень важно со всем этим прививать потребность культурного развития.

— Какие благотворительные мероприятия вы проводите?
— Благотворительность закреплена законодательно. В Законе о культуре есть статья, которая обеспечивает доступность услуг театров, музеев для малоимущих, детей-сирот, людей с ограниченными возможностями. С другой стороны, мы сами сотрудничаем с различными фондами и ассоциациями, которые занимаются, к примеру, адаптацией инвалидов, слабовидящих, слабослышащих. Нередко мы сами выезжаем с представлениями, чтобы порадовать детей, которые не имеют возможность приехать к нам. Также мы тесно сотрудничаем с акиматами, детскими домами. Это позволяет устраивать спектакли для многодетных семей, для социально уязвимых групп. Данная работа является постоянной.

— Знают ли ТЮЗ им. Н.Сац за пределами республики?
— Не так давно к нам приезжал член Международной ассоциации детских театров, женщина, родом из Америки, которая очень долгое время собирала историю ТЮЗов, в частности, и историю нашего театра. К нашему удивлению, эта женщина очень хорошо знакома с биографией Натальи Сац, она бывала в московском театре, дружит с нашим побратимом.
Мы были в Иркутске, на Вампиловском фестивале, нас там приняли очень радушно. В прошлом году мы были на фестивале «Новый взгляд» в Душанбе, где наша молодежная труппа была встречена «на ура».
Театр имеет давно налаженную связь с ТЮЗами постсоветского пространства, но пока мы нацелены на работу внутри Казахстана.

— Какими наградами вы гордитесь?
— В 2015 году мы получили почетную грамоту за вклад и укрепление многолетней дружбы от Совета межпарламентской ассамблеи стран СНГ, подписанную председателем Валентиной Матвиенко. Наши артисты получают множество наград от правительства республики. 27 марта этого года прошло вручение Первой национальной премии «Сахнагер» и наша актриса — Кристина Золочевская — получила премию как лучшая актриса. Молодой актер Никита Коньшин также был удостоен премией в номинации «Умит» («Надежда»).

— Какие внутренние традиции существуют в вашем театре?
— У каждого актера есть свои собственные обычаи. К примеру, распространенная традиция — сесть «на роль», которая вдруг упала, иначе актер рискует ее потерять (имеется ввиду распечатанная брошюра с текстом). Но скажу вам, что свои традиции актеры держат в секрете.

— Приоткройте, пожалуйста, завесу, — что ждет зрителя в будущем?
— Театры Казахстана получили право участвовать в культурной программе ЭКСПО-2017. 31 июля и 1 августа на новой сцене «Астана-балет» мы будем показывать свои спектакли. В дни осенних каникул, на протяжении трех дней, будет проведен юбилейный пятый фестиваль «Солнечный круг». Это особенное мероприятие, театральные коллективы школ на нашей сцене будут показывать свои спектакли. В состав жюри войдут представители СМИ, актеры, режиссеры, обязательно будут дети из нашего театрального кружка.
Данный конкурс будет проходить при поддержке акимата Ауэзовского района и Генерального консульства Российской Федерации в городе Алматы.
Отмечу, что этот конкурс расширил свою географию. Впервые он проходил по городу Алматы и Алматинской области, теперь же к нам приезжают коллективы из Караганды, Темиртау, Павлодара. Мы считаем, что это весомый вклад в популяризацию театров. Кроме того, мы планируем привлечь театральные студии детских домов (при поддержке российского консульства и сети гипермаркетов Магнум).

— Благодарим Вас за очень интересную беседу. И мы полностью согласны с Вашим мнением — дети не должны «питаться» элементарным продуктом, какой-то эстетической манной кашей. Они должны расти на высоком искусстве, которое представлено в многим любимым ТЮЗе. Желаем вам творческих успехов и большого количества верных и благодарных зрителей!

Андрей Чернышев

«Пульс Карасая» 25 апреля 2017 г.