Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Воспоминания о ТЮЗе, о Наталии Ильиничне Сац, о Викторе Сергеевиче Розове и о жизни в те далекие годы.

ТЮЗУ- 70!

Евгения Василькова

ЕИ4Зима 44-45 год. Много снега, но уже чувствуется приближение весны. Пока идет война, но люди, исстрадавшиеся, измученные, уже чувствуют, что вот-вот произойдет чудо. Война закончится. Все начинают думать о мирной жизни. А это значит, многие все начнут сначала. Также и мы,  молодые, увлеченные с раннего детства настоящим искусством, еще школьниками ходили в дом пионеров, занимались в разных кружках. Кто-то был увлечен балетом,  кто-то — драматическим искусством. Всякими путями мы старались попасть на спектакли, на балетные постановки.

Во время войны в Алма-Ату эвакуировались московские и ленинградские театры. Для нас, еще школьников, стало великим счастьем видеть и в  жизни, и на сцене много великих актеров. Изумительная балерина Галина Уланова, известная во всем мире! Драматические актеры: Мордвинов, Марецкая, Жаров, Целиковская, Названов и многие-многие другие.

Война была на исходе. Эвакуированные театры возвращаются в Москву, но театральная жизнь в Алма-Ате  продолжается. И вдруг мы узнаем, что в Алма-Ате известная «тетя Наташа» — Наталия Ильинична Сац – та, которая вошла в историю своим созданием детских театров в Москве, собирается создать в Алма-Ате Театр для детей и юношества Казахстана. В то время она ставила уже известную оперу «Чио-чио-Сан» в оперном театре, в которой главную партию исполняла Куляш Байсеитова – казахский соловей, как тогда ее называли.

angarov3Страшно было идти на экзамен к Наталии Ильиничне. Но, преодолевая свою неуверенность, застенчивость, я все же решилась, и  в один ясный день пришла в будущий театр. Здание было все в лесах. Его только что освободила киностудия «Мосфильм», эвакуированная в Алма-Ату, в которой снимались многие известные картины того времени. Стояли в основном только внешние сцены. Проходить можно было только по каким-то невероятным мостикам. Святая-святых – комната на втором этаже, где проходили репетиции первых спектаклей. Было холодно, топили буржуйки, актеров мало, труппа еще не сформирована, но уже были приняты в театр Ангаров – актер и директор театра, это был талантливый, с большим диапазоном своего яркого дарования человек. После открытия театра он сыграл много интересных,   запоминающихся ролей. Это роль в спектакле «Осада Лейдена», Мальволио в спектакле «Двенадцатая ночь», Митрофанушка в «Недоросле», позже он был назначен директором Уральского межобластного драматического театра, директором Республиканского театра русской драмы в городе Фрунзе. Когда Николай Константинович приезжал в Алма-Ату на гастроли со своим театром, мы знакомились с репертуаром этого замечательного коллектива. Николаю Константиновичу  было присвоено звание народного артиста Казахской ССР, а потом, когда он уже работал в Киргизии – народного артиста Киргизской ССР.

В то время были только что демобилизованы Ю.Б.Померанцев, П.И.Поторока, Володя Панов… В состав труппы уже были приняты молодые актеры: Зоя Таджитдинова, Юля Карасева, Эрна Валявина, Валерий Оркин, Рита Костенко (наша первая Снегурочка), Рита Третьякова и другие.

…Я дождалась, когда закончатся репетиции и для меня начнутся экзамены.

— Что вы будете читать? – спросила меня Наталия Ильинична.

Я прочитала басню Крылова «Мартышка и очки».

— Хорошо, а что дальше?

— Не помню, что я читала, по-моему, по-моему, отрывок из «Неточки Незвановой» Достоевского.

— Что будете танцевать?

Снежок1А так как я больше всего любила танцевать, то сразу успокоилась и сказала: «Полечку» Рахманинова.

Сац очень любила Рахманинова, Грига, играла их. Ставила этот танец Мария Ипполитовна Мроз, когда я занималась в доме пионеров. Плохо ли, хорошо  ли я танцевала, но я была принята в театр. Какое же это было счастье – ходить в театр, быть на репетициях у Натальи  Ильиничны!

Ролей я пока не получала, но надеялась, что все впереди.

…Все мы готовились к открытию театра. Реконструкция здания шла усиленными стахановскими темпами. Часто проводились воскресники, в которых принимали участие все актеры театра. Роли в первых спектаклях уже были распределены.

Красную шапочку собиралась исполнять Юля Карасева, Волка – Юрий Померанцев  и так далее. Мы – самые молодые, изображали бабочек, птичек, зайцев. Спектакль готовился музыкальный – музыка Раухвергера. Художник – Ладыженский. Режиссером была самая Наталия Ильинична Сац. Репетиции шли днем и ночью.  Никто не считался со временем, все были увлечены. У меня даже снимок остался: чай после ночной репетиции с кукурузными оладушками.

vas

Марина. Спектакль «Красный галстук».

Как жалко, что не сохранили то здание! Такой у него облик был интересный, такие интересные картины там висели!

К тому времени в Алма-Ату  приехали еще несколько актеров:  Софья Андреевна Аристархова, Георгий Завалов, Галина Константиновна Крупская. Аристархова вела у нас технику речи, была талантливой актрисой, педагогом. Потом, возвратившись в Москву, она преподавала технику речи в театральном институте. У нас в ТЮЗе она сыграла главную роль в спектакле «Двенадцатая ночь» Шекспира  — Виолу, эту роль играла и Наталья Ильинична Сац.  Этот спектакль был поставлен в 1947 году. Очень интересно было художественное оформление спектакля. Много было музыки, танцев. 112 музыкальных номеров создавали атмосферу спектакля.

Хочется вспомнить два спектакля с участием Наталии Ильиничны Сац. Дважды она сыграла Волка в спектакле «Красная шапочка», заменяя Юрия Померанцева, когда актер серьезно заболел и отменить спектакль было нельзя – все билеты были проданы. Во «Встрече с юностью» она играла Машеньку, которая встречается  со своей юностью – Максимом Кирилловичем, который когда-то был в нее влюблен. Теперь она известная ученая-селлекционер.  Несмотря на разногласия, они находят решение проблемы в области исследования. Роль Наталия Ильинична сыграла темпераментно, эмоционально, ее партнера играл Николай Константинович Ангаров.

…Но пока театр не открыт. До открытия оставалось несколько месяцев. Наталия Ильинична подготовила большую концертную программу для детей. Это были концерты,  как в городе, так и за его пределами – в сельской местности. Думаю, наши концерты были интересны и актерам, и зрителям. Зрители знакомились с труппой будущего детского театра. Это были  вокальные номера, скетчи, танцы. Для Юли  Карасевой Наталия Ильинична подготовила несколько песен.  Она пела песню Сольвейг Грига, «Я медовая конфетка» и другие. Мария Ипполитовна Мроз также подготовила несколько центральных номеров с участием молодых артистов. Интересным был танец негритят – видимо, по мотивам спектакля «Негритенок и обезьяна» Московского детского театра. Это у нас был акробатический танец.

Борис Абрамович, мой будущий муж, Галя Рутковская, режиссер Илья Барон.

Борис Абрамович, мой будущий муж, Галя Рутковская, режиссер Илья Барон.

Акробатику у нас вел артист оперного театра Герман Романович Тростянко. Акробатикой мы занимались несколько часов в неделю. А вот балетные поставки танцев осуществляла Мария Ипполитовна Мроз — педагог хореографического училища, которая работала вместе с Селезневым, в прошлом балерина Ленинградского театра оперы и балета. Для концерта было подготовлено несколько танцев. Норвежский танец Грига, который имел большой успех у зрителей,  я исполняла вместе со своей подружкой Женей Королевой. Кроме того был вальс Годара —   его мы исполняли вместе с Ритой Костенко, «Танец на катке» (Я и Бортновская), вместе с Димой Трухиным мы исполняли «Танец кота и кошечки», «Русские матрешки».  После  ухода Мроз балетные номера у нас ставила Викентьева – прима-балерина Казахского театра оперы и балета. Она же и вела у нас уроки балета.

Вспоминаю скетч Виктора Розова «Перепутал». Видимо, это была  его первая проба пера. Содержание было примитивным, но образы действующих лиц яркими, интересными. Главным действующим  лицом был молодой человек, которого иногда играл сам Виктор Сергеевич. Девушек в скетче исполняли мы с Женей Королевой. Принимали этот скетч очень весело, ведь в нем  было много юмора. На детские концерты приглашались актеры из театра оперы и балета и русского драматического театра: Колтон, Славиковский, Куклина, Сериков, Морская…  Это были так называемые разовые концерты, которые оплачивались по договору. Концерты эти проходили в здании Казахконцерта, где сейчас находится кукольный театр. Кроме этого мы давали концерты в клубах, школах. Школьники знакомились с актерами, с планами театра. Помню, как Наталия Ильинична вместе с Германом Романовичем Тростянко  очень интересно поставила клоунаду. Этот номер с большим блеском исполняли Юрий Померанцев и Павел Поторока – третьего актера не помню. А как читала Наталия Ильинична отрывок из произведения Толстого «Анна Каренина» «Свидание Анны с Сережей»! А как Софья Андреевна Аристархова читала Маяковского! Особенно «Приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Светить и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца!»

К этому времени в еще не открытом театре Наталия Ильинична организовала малый симфонический оркестр. Для концерта была подготовлена программа. В нее входила пьеса «Петя и Волк» — музыка Сергея Прокофьева, произведения Грига, Бетховена. С каким желанием и восторгом приходили на эти концерты школьники! Они учились воспринимать настоящую классическую музыку. Приближалось самое счастливое для нас время — открытие театра. Ремонт почти закончен. Оформлен зрительный зал с удобными креслами, оригинальным занавесом с символом театра – счастливое детство. Раздевалка оформлена в виде сказочных домиков. Фойе  перед зрительным залом оформлено с помощью лучших художников. Стены расписаны рисунками на темы мировых писателей и поэтов: Пушкина, Шекспира… На втором этаже – детская комната для детей самого младшего возраста. Все яркое, красочное. Стены  расписаны по мотивам детских сказок. Дети здесь могли спокойно играть, когда родители шли в зрительный зал. Наша первая заведующая педагогической  частью  Литвинович   была настоящей соратницей Натальи Ильиничны. После ее отъезда в Москву ее заменила Евгения Николаевна Снарская – жена директора и актера театра Ангарова. Молодая, симпатичная,  спокойная женщина

А потом появилась Галина Юрьевна Рутковская о которой все знали, что она дочь народной артистки Кручининой и режиссера Юрия Рутковского – засл.деятеля искусств.  Галина Юрьевна сразу собрала своих помощников – как штатных сотрудников, так и школьников старших классов. Мне запомнилась Рита Ли, которая к тому времени закончила педагогическое училище, потом она уехала учиться в Ленинград и стала известной актрисой, мастером художественного слова, заслуженной артисткой Казахской ССР.

Галина Юрьевна долгие годы проработала в театре, заочно закончила театральный институт, воспитала ни одно поколение детей, юношей и девушек, которые до сих помнят это прекрасное время. Передала она свою любовь Наташе Бычук, которая по стопам своей учительницы окончила театральный институт в Москве, работала зав. педагогической частью ТЮЗа, а позже – зам.директора театра. Сама Галина Юрьевна продолжала воспитывать молодых актеров уже в Алматинском институте театра и кино, созданного на базе консерватории. Сейчас Ната Феликсовна является засл.работником культуры Казахстана, находится на пенсии.

Я немного забежала вперед. Надо вспомнить Золотой зал, стены которого были расписаны по мотивам казахского эпоса, в этом зале была юрта, в которой находилась деревянная скульптура  Джамбула Джабаева, выполненная из цельного ствола дерева. (Скульптор – Исаак Иткин.) Мы были живыми свидетелями его расцветающего таланта,  наблюдали за его работами. Иткин  не обращал в то время внимания на свой быт и жизнь, главным для него было искусство. Был в театре еще Голубой зал, в котором позже приходили занятия и репетиции актеров. Здесь же по четвергам проходили интересные тематические вечера.

7 ноября 1945 года театр был открыт. Это было самое замечательное время нашей жизни. Утром был спектакль «Красная шапочка», а вечером показывали «Осаду Лейдена». Вначале в нем исполнялась музыка Бетховена, которая настраивала зрителей на атмосферу спектакля.

Театр стал большим подарком как самым маленьким зрителям, так и взрослым зрителям. Такого театра в городе еще не было. Каждый день шли репетиции новых спектаклей.

…Юность прошла. Надо было приобретать еще одну специальность. Хоть и тяжело было расставаться с театром,  — я в нем проработала 7 лет, сыграла более 30 ролей…

1 августа 2015 г.

Репертуарный лист

артистки Васильковой Е.И. во время работы в театре для детей и юношества Казахстана с 1946 по 1951 год.

«Снежная  королева». И.Шварц. Принцесса Эльза.

«Сказка о правде». М.Алигер. Клава.

«За Камой, за рекой». Тихонов. Шурочка.

«Красный галстук». С.Михалков. Марина.

«Девочка ищет отца». Рысс. Леша.

«Молодая гвардия». Фадеев. Валя Филатова.

«Встреча с юностью». А.Арбузов. Тося.

«Два капитана». В.Каверин. Галка.

«Я хочу домой». С.Михалков. Иванова. Эйт, англичанка.

«Не было ни гроша, да вдруг алтын». Островский. Лариса.

«Две судьбы». Зелеранский, Хигерович. Валя.

«Хижина дяди Тома». А.Бруштейн. Эдит.

«Снежок». Любимов. Мэри.

«Смех и слезы». С.Михалков. Клара Клариче. Дама трефовой масти.

«Молодость». Зорин. Валя.

«Гибель дракона». Луковский. Оля.

«Ее  друзья». В.Розов. Таня, Бутова Ирина Игнатьевна.

«Василиса Прекрасная».

«Алеша Пешков». Груздев и Форш. Вяхирь, Богомолка.

«Туфелька Дин». Зельцер и Димант. Тай.

«Репка». Маляревский. Маша, Мышка, Жучка.

«За здоровье молодых». Поташов. Маша Никитина.

ФОТОАЛЬБОМ Е.И.ВАСИЛЬКОВОЙ И Б.С.АБРАМОВИЧА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий