Get Adobe Flash player
Рубрики
Поделиться
Электронные государственные услуги

"Программа по обеспечению результативной работой и всеобщая поддержка предпринимательства"

Нас считают
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
«Фэйсбук»
«Фэйсбук»
«Одноклассники»
«Одноклассники»
Белоснежка-ТЮЗ
Белоснежка-ТЮЗ
«Мой мир»
«Мой мир»
«Твиттер»
«Твиттер»
«В контакте»
«В контакте»
«Youtube»
«Youtube»

Воспитание духовности («Казахстанская правда»)

Воспитание духовности20 Февраля 2015

«Театр, дети и классика» – дискуссия на эту тему была проведена в Государственном академическом русском театре для детей и юношества им. Н. Сац совместно с литературным домом «Алма-Ата».
Алматинский ТЮЗ не ограничивается лишь постановкой спектаклей, здесь ведется нравственное, культурное воспитание подрастающего поколения. В театре вот уже много лет работает детская театральная студия «Ручей-ручеек», проводятся встречи с учителями, журналистами, литераторами с тем, чтобы определиться в правильности выстраивания репертуарной политики, ведь задача театра для детей и юношества – не столько развлекать, сколько воспитывать свою публику. Вот и на этот раз здесь собрались режиссеры, актеры, педагоги, литераторы, представители общественности, чтобы обсудить, какая классика нужна ТЮЗу.

Классика ли «Приключения Буратино»?
Как отметила, открывая беседу, директор театра Надежда Горобец, классика театру, безусловно, нужна, хотя бы потому, что она знакомит детей с лучшими образцами литературы. По мнению Светланы Галиевой, директора Молодежного медиасоюза Казахстана, классика – это тот камертон, по которому мы сверяем все свои моральные и нравственные ориентиры.
Надежда Филатова, замдиректора Государственной детской библиотеки им. С. Бегалина, считает, что прежде всего надо определиться, какие произведения детской литературы последнего периода относить к классике.
– Несколько лет в нашей библиотеке проводится конкурс чтецов «Живая классика», и когда мы слушаем, как дети читают своего любимого Виктора Драгунского, то возникает вопрос: можно ли считать этого детского писателя классиком?
– А почему нет? – высказала свое мнение на этот счет консул РФ в Казахстане Ирина Переверзева. – А прошлом году, например, один мальчик читал на этом конкурсе отрывок из произведения «Трудно быть ангелом», найденного им в Интернете. Причем автор текста неизвестен, но прочитано было просто удивительно, поэтому комиссия с большим трудом, но решила: если в детском представлении это классика, пусть будет так.
Говоря о классике, нельзя сбрасывать со счетов и такой аспект – сейчас театр в какой-то степени дополняет школьное образование. Так, в нынешнем репертуаре ТЮЗа есть и Фонвизин, и Гоголь, и Пушкин, и Лермонтов…
В то же время детскую классику можно было бы разделить по возрастным категориям: для малышей, например, русские народные сказки или сказки Братьев Гримм, Шарля Перро, Андерсена… Для более старшего возраста – Виктор Драгунский или Николай Носов с его Незнайкой, «Приключения Буратино» Алексея Толстого и так далее…
С этим согласна и актриса театра, кавалер ордена «Құрмет» ¬Татьяна Костюченко.
– Взрослые уже выбрали свой путь, а детей надо приучать к святому, доброму, вечному, – считает она.
– Наш театр на протяжении всех 70 лет своего существования уделял большое внимание классике, – продолжила эту мысль Татьяна Тарская, заслуженная артистка РК. – Как известно, в далеком 1945 году наш ТЮЗ открылся спектаклями «Осада Лейдена» («Тиль Уленшпигель») в постановке Виктора Розова и «Красной шапочкой» Евгения Шварца, поставленной самой Наталией Сац. А еще через три года, в 1948 году, сказкой Алексея Толстого «Золотой ключик» начала работу казахская труппа театра. Уже в мою бытность, а я в театре почти полвека, у нас были потрясающие спектакли: «Недоросль», «Тартюф», «Униженные и оскорбленные», «Женитьба Бальзаминова», «Коварство и любовь», «Маленькие комедии» по Чехову. А «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Горе от ума», «Белый крест»… Все просто невозможно перечислить. Театр всегда прививал юным зрителям вкус к хорошей литературе и драматургии. Думаю, на этих произведениях воспитывались и будут воспитываться многие поколения детей. Мое глубокое убеждение: если в человеке не заложено понимание классики, он никогда не станет личностью.

Надо ли «подправлять» классиков?
Как сказала заведующая литературно-драматической частью ТЮЗа Людмила Мананникова, сегодня многие режиссеры ставят классику, как хотят, вымарывая, на их взгляд, лишнее, безбожно переписывают текст, «осовременивают» его, пересказывают по своему. Допустимо ли это? – задается она вопросом.
По мнению режиссера, заслуженного артиста Таджикистана Султана Усманова, поставившего на нашей тюзовской сцене десятки спектаклей, Шекспира и Гоголя корректировать, конечно, глупо, а вот сокращение – это другое дело.
– Как известно, шекспировские спектакли в свое время шли по 5 часов на открытом воздухе – зритель отошел на время, поел и вернулся досматривать пьесу. Сейчас время другое, другой темпоритм. Это надо учитывать. Но текст классика мы не имеем права менять. А потом, что значит «осовременить» спектакль? Снять с героев фраки и одеть их в джинсы? Возьмем, к примеру, пушкинского «Евгения Онегина». Я видел современную интерпретацию, когда Онегин и Ленский стрелялись на дуэли в джинсах. Но при этом возникает вопрос: почему Онегина не посадили сразу же после этой дуэли? За незаконное хранение оружия. За убийство человека. Ведь если человек в джинсах, то есть наш современник убивает другого, это уже убийство, а не дуэль. Надо ли, чтобы в «Евгении Онегине» звучали сотовые телефоны, а его герои пользовались планшетами? Думаю, не надо. Современность я понимаю по-другому. Это созвучие с нами идей, мыслей. Хотя я не против модерновых постановок, но пусть режиссер берет для этого пьесы современных авторов.
Татьяна Костюченко тоже считает, что классику осовременивать нельзя, потому что она современна всегда.
– Вот мы сейчас ставим «Ромео и Джульетту». Тема любви разве не современна? А тема раздора между семьями? А осовременивать классику, в смысле перенести действие на волейбольную площадку, наверное, действительно не стоит, – говорит она.

«Алые паруса», или Давайте помечтаем…
Наши театры, и не только ТЮЗ, осторожно относятся к постановке спектаклей фантастического плана, хотя жанр фэнтэзи у детей сегодня в моде. По мнению режиссера и актера театра Владимира Крылова, это вызвано тем, что театр здесь не может конкурировать с кино, где возможно широкое использование различных спецэффектов.
– А чем не фантастика «Алые паруса»? – задает резонный вопрос Светлана Галиева. – Кстати, мне запомнилась премьера этого спектакля в нашем ТЮЗе, и не только потому что она была очень удачной, но и тем, какие на нее пришли зрители – девочки в вечерних нарядах с меховыми пелеринами, мальчики в костюмах. И этот нарядный зал потрясающе реагировал на спектакль. А когда Грэй и Ассоль встретились, зал просто заревел от восторга. Я была очень этому рада и поняла, что классика жива, только надо уметь преподнести ее современным детям.
Что же касается нарядного зала, то, как пояснила Надежда Горобец, еще 10 лет назад педагогическая часть театра начала свою работу с того, что провела конкурс на лучший костюм современного театрального зрителя.
– Так потихоньку мы приучили детей, что театр – это праздник. Каждое воскресенье перед началом спектакля в фойе играет наш струнный квартет. Дети, нарядные, красивые, поднимаются с цветами на сцену, то есть ведут себя по-театральному. Как известно, культуру поведения в театре впитывают с маленьких лет, я думаю, что в будущем из этих детей вырастет настоящий театральный зритель. И сегодня мы обращаемся к классике, чтобы не потерять разумное, доброе, вечное, ведь наша аудитория – это подростки, которые в лучшем случае знают лишь фамилию автора, самого произведения они не читали. Вот недавно в книжном магазине я видела книгу с таким названием – «Сказки Шекспира». Я лично не помню, чтобы Шекспир писал сказки. Открываю сборник и вижу: «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь»… А ведь ребенок, который никогда не брал в руки Шекспира, так и будет думать, что Шекспир писал сказки, поэтому ему нужно дать верную информацию.

Поговорим о патриотизме
Директор литературного дома «Алма-Ата», кандидат филологических наук Райхан Бектемисова предложила поговорить о патриотическом воспитании молодежи.
– В нынешнем году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. В литературе есть немало прекрасных произведений о войне. «А зори здесь тихие», например, «За нами Москва» Бауыржана Момыш-улы, «Волоколамское шоссе» Александра Бека… Я с удовольствием посмотрела у вас спектакль «Нам нужна одна Победа». Честно признаюсь, смотрела его со слезами на глазах. Мне бы хотелось узнать, что в Год 70-летия Победы будет ставиться в вашем театре?
– Мы с работниками акимата города составили проект на 2015 год, посвященный 28 героям-панфиловцам, – сообщила Надежда Горобец, – надеемся поставить о них спектакль, но здесь многое зависит от финансирования. Хотя, конечно же, у нас в театре шли и идут спектакли о войне, которые в первую очередь нужны молодежи, которая должна ценить Победу, тот подвиг, который совершили их деды и прадеды. Ветераны уходят, их становится все меньше, но остаются люди, которые будут жить на этой земле, и они должны помнить о героическом прошлом. А мы будет делать все, чтобы театральная классика пробуждала в зрителях те «чувства добрые», о которых когда-то писал Пушкин и которые делают из человека Человека.
Автор: Елена БРУСИЛОВСКАЯ

Добавить комментарий